Историческая справка

Освоение Российского Дальнего Востока шло быстрыми темпами. Через ничтожно короткое для истории время (39 лет) во Владивостоке, основанном в 1860 г, открывается высшее учебное заведение - Восточный институт.

С этого времени закладывается фундамент для создания и развития собственного потенциала интеллигенции, ведется интенсивная подготовка людей с высшим образованием, без которых немыслимо само существование экономики, промышленности, транспорта.

Строительство Транссибирской магистрали (КВЖД) дало толчок становлению и развитию строительной, горной, лесной, машино-и судоремонтной, а затем и машино-судостроительной отраслям, а вследствие этого и развитию легкой промышленности.

Сначала ученые и педагоги направлялись в Восточный институт из центральных вузов (в основном Санкт-Петербургского университета) затем появились собственные светила науки, такие, как профессор А.В. Гребещиков и многие другие.

Гражданская война привела к тому, что во Владивостоке собралось большое количество ученых с мировым именем по различным научным направлениям (химики, горняки, строители, геологи). Именно это послужило основанием для создания на базе Восточного института самостоятельных вузов и факультетов, и их вхождения в единый вуз (ГДУ).

Такие маститые ученые, как востоковеды школ профессоров A.M. Позднеева и А.В. Рудакова, представитель технического направления в химии П.П. Веймарн, палеонтолог и геолог А.Н. Криштофович и многие другие оставили заметный след не только в Дальневосточном регионе и России, но и в мире.

Под руководством проф. В.П. Вологдина, первого ректора Владивостокского государственного политехнического института, в лаборатории электро-дуговой сварки был выполнен значительный объем работ по исследованию прочности, жесткости и непроницаемости сварных соединений. В 1928 г. был спроектирован и изготовлен первый в СССР сварной мост. В 1929-1930 гг. - первое в мире цельносварное судно. В.П. Вологдин обозначил эпоху в мировом судостроении, основав научную школу сварного судостроения, которая в наше время лежит в основе технологической базы всех предприятий судоремонтного профиля. В истории науки это был период, когда технический факультет ГДУ занимал ведущее место в разработке вопросов, связанных с электросваркой, а внедрение электросварки в практику судостроения, судоремонта, котлостроения, мостостроения в СССР начато на Дальнем Востоке. Но главной заслугой В.П. Вологдина является создание научной школы, которая вскоре переросла рамки Дальнего Востока и в дальнейшем прочно обосновалась в Ленинграде и Москве.

Среди учеников В.П. Вологдина выпускники ДВПИ: д.т.н., проф. Г.К. Татур, заслуженный деятель науки и техники России, д.т.н., проф. К.В. Любавский, специалист в области металлургии сварочных процессов, лауреат Государственных и Ленинских премий, к.т.н. И.С. Дмитреев - автор сварочных проектов для Днепростроя и Магнитогорского металлургического комбината, к.т.н. Л.М. Яровинский - автор сварочных проектов металлоконструкций мартеновского цеха Магнитостроя, Ново-Краматорского завода, В.В. Дьяченко, лауреат Государственной премии за разработку и внедрение новых способов сварки, Е.В. Соколов - лауреат Государственной премии, редактор 2- томного "Справочника по сварке", и другие.

В 30-е годы возникает новое направление в науке - теория тепловых процессов при сварке, у основания которого стоял академик Н.Н.Рыкалин, выпускник технического факультета нашего вуза, он разработал теорию распространения в металле теплоты местных источников, методы расчета теплового состояния свариваемых изделий, уравнения кинетики процессов нагревания и охлаждения металлов при сварке, ему принадлежит честь создания собственной школы сварочного производства на Дальнем Востоке. Исследования Н.Н. Рыкалина, получившие международное признание, имеют важное значение в металловедении сварки, позволяют прогнозировать изменение структуры и свойств металлов.

Последующие изменения технической политики государства перенесли акцент с фундаментальных исследований на прикладные. Практическое внедрение современных технологических процессов сварочного судостроения, судоремонта шло через выпускников ДВПИ на крупнейших предприятиях Дальнего Востока (АО  Дальзавод, з-д "Ленинского комсомола", "Восток", "Звезда") и проведение исследований в области прогнозирования надежности и долговечности сварных конструкций.

Богатейшие недра Дальнего Востока обусловили развитие горно-геологических школ на базе университета. Ученые с мировым именем (профессора А.Н. Криштофович, B.C. Пак, Н.Н. Плаксин, М.И. Агошков) заложили основу учебно-научного комплекса, который осуществлял научную проработку региональных проблем и разработку рекомендаций по освоению месторождений ископаемых.     

Большую роль в освоении Крайнего Севера сыграли преподаватели и ученики ДВПИ.

Так, в экспедиции Г. Седова к Северному полюсу (1912-1914 гг.) активное участие принимал профессор М.А. Павлов, в честь которого названы географические точки Севера. В экспедициях по Чукотскому побережью Северного Ледовитого океана (1909 г.) участвовал профессор И.П. Толмачев. Учившийся в 1930-1933 гг. на кораблестроительном факультете ДВПИ. Герой Советского Союза М.М. Сомов возглавлял в 1950-51 гг. дрейфующую станцию «Северный полюс - 2», а в 1955-57 гг. руководил первой советской Антарктической экспедицией. Его именем названы ледник и научно-исследовательское судно.

Практически все открытия крупных месторождений полезных ископаемых на Дальнем Востоке, определяющие и по настоящее время жизненный потенциал Приморья как края с богатейшими недрами, были сделаны представителя­ми этой школы, многие из которых получили государственные премии.

Горное отделение технического факультета окончил в 1926 г. И.Н. Плаксин, член-корреспондент АН СССР (1946 г.), являющийся основателем научной школы в области обогащения полезных ископаемых и гидрометаллургии. Плаксин разработал теорию взаимодействия газов с минералами при флотации, в гидрометаллургии физико-химические основы амальгации и выщелачивания. В 1931 г. горный факультет Дальневосточного политехни­ческого института окончил будущий академик М.М. Агошков, лауреат Государственной премии, создавший научную школу в области систем и технологий подземной разработки рудных месторождений, обосновавший метод выбора основных параметров рудников, предложивший общепринятую классификацию систем подземной разработки рудных месторождений (1949 г.), единую для горной промышленности методику технико-экономической оценки качества извлечения полезных ископаемых (1972 г.). В числе ярких представителей школы геологов следует назвать А.А. Питаде, А.А. Пономаренко, П.Н. Антонова, А.Н. Радионова, Н.К. Цесарского, В.Ф. Мороза, НИ. Лаврика. Среди выпускников горного факультета пять Героев Социалистического труда: М.И. Агошков, А.А. Питадэ, П.П. Прокопьев, К.П. Сапожинский, В.Н. Усов.

Не вдаваясь в важность ранее открытых, уже полностью освоенных месторождений каменного угля (Сучан, Артем, Тавричанка), полиметаллов (Дальнегорск), следует отметить практическую реализацию исследовате­лей-выпускников ДВПИ по открытию и освоению важнейших месторождений полезных ископаемых Дальнего Востока:

·         Баджальская  рудная  группа;

·         вольфрамовые месторождения "Восток-2" и "Лермонтовское";

·         Николаевское полиметаллическое;

·         Вознесенское флюоритовое;

·         Дальнегорское борное и др.

Сменяются поколения исследователей, рождаются новые научные направления:

   разработка технологий и методов добычи полезных ископаемых на шельфе морей (проф. Ю.Н. Нисковский);

   геоэкология, использование геоинформационных технологий (проф. Н.Г. Шкабарня);

   подземная газификация угля и утилизация отходов (проф. Б.И. Кондырев);

   использование подземного прост­ранства для решения экологических, экономических и энергетических задач крупных городов (проф. В.И. Коротков).

Гордостью Инженерной школы ДВФУ являются научные коллективы Строительного института, в 30-е годы специализировавшиеся в области инженерного мерзлотоведения.

Особенность развития инженерно-строительных наук - в их региональном характере. Профессора ИШ М.Я. Чернышев, А.В. Стоценко, проводили как теоретические, так и практическо-инженерные изыскания на Байкало-Амурской магистрали. Именно на Дальнем Востоке мерзлотоведение оформилось как наука. На Дальнем Востоке зародилась и успешно развивается школа строительной геофизики, возглавляемая профессором А.В. Стоценко, участвовавшим в разработке проектов первых в регионе плотин и водохранилищ. А.В. Стоценко автор монографии "Сезонное промерзание грунтов Дальнего Востока (включая Маньчжурию, Корею, Японию)".

В результате работ по взаимосвязи различных климатических факторов и объектов строительства, выполненных А.В. Стоценко и его учениками, создана новая отрасль строительных наук - строительная климатология.

Первую в стране лабораторию строительной климатологии возглавляет ученик Стоценко профессор А.А. Цвид, автор 179 научных работ, ведущий специалист по исследованию влияния климата на проектирование и возведение строительных объектов.

Свыше 50 кандидатов технических наук подготовлено школой проф. А.В. Стоценко, а профессор Н.Г Храпатый, А.А. Стоценко, защитив докторские диссертации, заложили основы собственных школ в области изучения действия ледовых нагрузок в гидротехнических сооружениях, особенно на морском шельфе, и прочности гидробиотехнических сооружений.

Не менее известна научная школа П.П. Ступаченко, сфера деятельности которой - область строительных материалов. Благодаря научным разработкам П.П. Ступаченко и его учеников были созданы новые технологии заводов силикатных изделий из полевошпатовых песков для Дальнего Востока и Восточной Сибири, были исследованы многочисленные виды глинистого сырья в регионе. Во многом благодаря этому появились фарфоровые и фаянсовые заводы на Востоке страны и в Приморье, заводы керамзитового гравия. Важную роль сыграли научные работы представителей этой школы в портовом строительстве гидротехнических сооружений Дальнего Востока и в решении проблемы их долговечности.

Достойный вклад внесли ученые Инженерной школы в развитие судостроения, судоремонта, судовой энергетики и теплофизики. Под руководством д.т.н., проф. Н.В. Барабанова сложилась научная школа "Исследование прочности и эксплуатационной надежности корпуса судов", в рамках которой с 1945 г. ведутся исследования по ледовому повреждению всех типов судов, по безопасности эксплуатации лесовозов, прочности и эксплуатационной надежности судовых конструкций. Школа кораблестроителей профессора Н.В. Барабанова на многие десятилетия определила состояние, кадровую и техническую политику в судоремонтнойи судостроительной промышленности как базовой отрасли народного хозяйства Дальнего Востока.

Под руководством профессора A.M. Подсушного создана научная школа судоэнергетиков, в которой подготовлено более 130 кандидатов и докторов наук, как по фундаментальному, так и прикладному профилю специализации.

Не случайно первый совет по защите докторских диссертаций создан при Морском институте ДВПИ, только с начала 1957 г. его сотрудниками защищено 40 докторских и 300 кандидатских диссертации.

С середины 70-х годов научный коллектив ДВПИ приступает к планомерным работам по созданию приборов и аппаратов для исследования Мирового океана и освоения месторождений шельфа. Ученые ДВПИ выступили с инициативой создания межвузовской научно-технической программы "Океанотехника", в которой ДВПИ является головным вузом с 1976 г.

Под руководством профессора Б.Ф. Титаева проведен уникальный цикл работ по созданию целого ряда автоматизированных робототехнических многофункциональных комплексов для глубоководного исследования Мирового океана (более 30 типов буксируемых подводных носителей аппаратуры на глубинах до 6000 м). Среди наиболее известных разработок последних лет: глубоководный фототелевизионный комплекс "Теолог"; телеуправляемый подводный аппарат "Малыш"; подводный телеуправляемый комплекс ДВОЛ, имеющий 6 степеней подвижности; автоматизированный судовой информационно-вычислительный комплекс, предназначенный для обследования морского дна применительно к оборонным, экономическим, экологическим задачам; гибкая приемная гидроакустическая антенна для геофизических работ; волоконно-оптический интерференциональный сейсмодатчик БОИ Ф-2 и другие.

Проведение подобных исследований позволило университету организовать специальные КБ, укрепить и создать научные коллективы под руководством проф. Г.Е. Кувшинова (судовая электротехника и автоматика), проф. В.Ф. Филаретова (активные системы управления подводными роботами и манипуляторами), проф. К.П. Горбачева, проф. В.В. Пикуля и др.

Развиваются перспективные нап­равления в области информационных технологий (нейроноподобные волоконно-оптические измерительные сети; когерентно-оптические аналоговые процессоры - группа проф. Ю.Н. Кульчина), интенсивно ведутся работы по исследованию технологий механохимического синтеза тугоплавких соединений - группа проф. А.А. Поповича.

Заслуженным авторитетом среди энергетиков Дальнего Востока, России и стран СНГ пользуются труды научного коллектива кафедры теоретической и общей теплотехники под руководством д.т.н., профессора А.Н. Штыма. Коллектив кафедры и созданный при ней инженерный центр "Модернизация котельной техники" решают проблему повышения эффективности работы котельного оборудования путем перевода на циклонное сжигание мазута и вихревое смешение углей. Среди заказчиков кафедры - крупнейшие ТЭЦ системы "Дальэнерго", администрации Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Сахалинской областей, а опытно-научным полигоном является филиал кафедры на Владивостокской ТЭЦ-1.