Народная культура в зеркале этнолингвистики. Итоговый выпуск «Тропинками народных верований» представляет научно-исследовательские работы студентов – победителей и лауреатов Фестиваля Международных и Всероссийских Дистанционных конкурсов «Таланты России»

21 июня 2022

Итоговый выпуск рубрики «Народная культура в зеркале этнолингвистики» представляет научно-исследовательские работы студентов гр. Б2117-44.03.05рл – победителей и лауреатов Фестиваля Международных и Всероссийских Дистанционных конкурсов «Таланты России». Проекты, подготовленные в рамках дисциплины «Этнолингвистика», посвящены различным предметам и явлениям, занимающим важное место в славянской мифологии. В результате совместной работы в мини-группах получились яркие, содержательные, выполненные с применением современных интерактивных технологий презентации, которые высоко оценило профессиональное жюри конкурса. Презентации можно использовать для организации различных внеклассных мероприятий. Они поведут обучающихся по «неизведанным тропинкам народных верований», на которых будут интересные встречи и открытия, позволяющие, по словам основателя Московской этнолингвистической школы Н.И. Толстого, «увидеть то целое, что составляло основу духовной культуры древних славян».

В системе народных представлений об окружающем мире звери, птицы и насекомые выступают как разновидность мифологических персонажей. Народная классификация животного мира отличается от естественнонаучной. Некоторым животным приписывается способность менять облик, превращаться в человека, демона, предмет. Особую роль в славянских обрядах, праздниках и гаданиях выполняют домашние животные, а также птицы и насекомые, обитающие рядом с человеком.

Пчела – символ мудрости и святости. У славян бытовало поверье о душе в облике пчелы.
Конь – воплощение хтонических сил, связан с потусторонним миром.
Ласточка – вестница весны, покровительница дома и скота.

Конь в народной традиции является одним из наиболее мифологизированных животных. У восточных славян образ коня связан с культами плодородия (солнца и т.п.), смертью и погребальной обрядностью, что определяет его чрезвычайно важную роль в ритуальной практике. В народном искусстве и архитектуре мотивы коней и всадников соотносятся с идеей мирового древа (Этнолингвистический словарь «Славянские древности»).

Презентацию «Мифологизированные образы животных. Конь» подготовили: Запольских Юлия Сергеевна, Зубакина Дарья Игоревна.

Презентация «Мифологизированные образы животных. Конь»Файл PPTX

Содержание:

  1. Образ коня в народной традиции.
  2. Покровители коней.
  3. Значение масти коня в славянской мифологии.
  4. Представление о конекак нечистом животном.
  5. Конь – жертвенное животное, проводник на «тот свет».
  6. Конь в обрядах календарного и семейного цикла.
  7. Символика коня в гадательной практике.
  8. Роль коня и предметов упряжи в магических ритуалах.
  9. Приметы, связанные с поведением животного.

Работа заняла первое место в Пятом Всероссийском конкурсе ФМВДК «Таланты России» в общей номинации «Лучшая презентация».

Ласточка. В словаре «Славянская мифология» ласточка представлена как птица, наделенная женской символикой, сочетающая в себе небесное и хтоническое начала. По поверью, гнездо ласточки оберегает дом от пожара. Ласточка, влетевшая в окно к девушке, служит приметой скорого замужества, а появление птиц на свадьбе сулит счастливую семейную жизнь.

Презентацию «Образ ласточки в национальной картине мира» подготовили: Сутормина Виктория Александровна, Небожатко Юлия Алексеевна.

Презентация «Образ ласточки в национальной картине мира»Файл PPTX

Содержание:

  1. Облик ласточки.
  2. Связь ласточки с другими животными и птицами в представлениях славян.
  3. Зимовье ласточки.
  4. Приметы, связанные с прилетом ласточки.
  5. Пение ласточки.
  6. Брачная символика ласточки.
  7. Женская символика птицы.
  8. Легенды о ласточке.
  9. Функции ласточкив национальной картине мира.

Работа набрала 9,8 баллов из 10-ти возможных и получила почетное место Лауреата 1 степени в общей номинации «Лучшая презентация».

Пчелы пользуются особым почитанием у всех славянских народов. С ними связано множество гаданий, примет, толкований снов. Считается, что пчелы водятся только у добрых людей, а злых не любят; тесное духовное родство объединяет этих трудолюбивых насекомых с «хозяином» – пчеловодом (А.В. Гура. «Символика животных в славянской народной традиции»).

Презентацию «Люди, наделенные магической силой и другими мифологическими характеристиками. Пчеловодство» подготовили: Черепанова Яна Алексеевна, Кабирова Татьяна Юрьевна.

Презентация «Люди, наделенные магической силой и другими мифологическими характеристиками. Пчеловодство»Файл PPTX

Содержание:

  1. Пчеловодство как область хозяйственной деятельности древних славян.
  2. Покровители пчеловодства.
  3. Легенда о происхождении пчел.
  4. Ритуал жертвоприношения пчел.
  5. Поверья и приметы, связанные с пчеловодством.
  6. Магические способы защиты пчел.
  7. Плодовитость пчел.
  8. Запреты и предписания, регламентирующие отношения человека с пчелами.
  9. Связь пчел с «хозяином».

Глубокое знание материала и творческий подход к исследованию принесли авторам работы заслуженное 2 место в конкурсе.

В картине мира древних славян зооморфное обличье имели также звезды и светила, атмосферные и природные явления: солнце представлялось нашим далеким предкам волом, луна – коровой, тучи – стадами небесного скота, проливающими на землю молоко дождя и т.п. В славянской мифологии сложился целый комплекс обрядов, поверий и примет, образующих единую систему народной метеорологии.

Презентацию «Метеорология народная в славянской мифологии» подготовили: Сергеева Анна Владимировна, Притулина Антонина Алексеевна.

Презентация «Метеорология народная в славянской мифологии»YouTube

Содержание:

  1. Что такое народная метеорология.
  2. Происхождение природных явлений.
  3. Предсказание погоды.
  4. Запреты и предписания в славянской метеорологии.
  5. Обрядовые действия в народной метеорологии.
  6. Ритуальные предметы в народной метеорологии.
  7. Функции народной метеорологии
  8. Календарные обряды весенне-летнего цикла.
  9. Народная ботаника.
  10. Народная зоология.

Авторы презентации продемонстрировали хорошее владение современными средствами создания мультимедиа (2 место в общей номинации «Лучшая презентация»).

С метеорологической системой соотносится народный календарь славян. Он подчинялся периодам солнечного цикла, и самыми важными точками года были дни солнцеворота и равноденствия – «рубежи, когда земля “пробуждается ото сна” и “отходит ко сну”, зимней спячке» (Н.И. Толстой. «Славянские верования»). В ночь накануне летнего солнцеворота (Иван Купала, Иванов день) наступало время магических действий, заговоров, колдовства, когда клады появлялись из-под земли, а растения приобретали целебные свойства. О назначении купальских ритуалов и о приметах, связанных с этим народным праздником, рассказывает презентация «Праздники летнего цикла. Иван Купала».

Презентация «Праздники летнего цикла. Иван Купала»Файл PPTX

Руководитель представленных работ И.А. Маринченко:
«Работы выполнены самостоятельно. В ходе подготовки презентаций для конкурса студенты проявили такие качества, как исследовательский интерес и стремление углубиться в изучение тем, которые они выбирали по желанию в рамках изучаемого раздела дисциплины».

Заведующий библиотекой Е.Д. Соловьева, руководитель проекта «Народная культура»:
«В работах участников конкурса я вижу созвучность с теми задачами, которые стоят в проекте “Народная культура”: студенты не только успешно усвоили учебный материал, но и вникли в суть народной славянской мифологии, что значительно расширило их культурные горизонты. С таким богатым багажом они смогут выстроить свою траекторию профессионального роста и как педагоги, и как исследователи».

Выпуск «Тропинками народных верований» подготовили и провели: кандидат филол. наук, доцент Департамента образовательных технологий в области русской и зарубежной филологии ДВФУ Ирина Александровна Маринченко; студенты гр. Б2117-44.03.05рл; зав. информационно-библиографическим отделом библиотеки Елена Васильевна Васильева.


И.А. Маринченко,
доцент Департамента образовательных технологий
в области русской и зарубежной филологии;

Е.В. Васильева,
зав. информационно-библиографическим отделом
библиотеки