Новости

30 декабря 2022
Национальный рейтинг научно-технологического развития регионов как стимул новых активностей консорциума «Интеграция»

 

В середине ноября 2022 года на совместном заседании комиссий по научно-технологическому развитию и Государственного совета по науке, проведенном под руководством заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Чернышенко и председателя комиссии Госсовета по направлению «Наука», губернатора Новосибирской области Андрея Травникова, впервые был представлен новый Национальный рейтинг научно-технологического развития регионов ‒ его методология и результаты за 2021 год. Главная цель Национального рейтинга ‒ стимулировать регионы к формированию научно-технологической среды, используя его интегральные показатели, оценивающие вклад региональных органов власти, бизнеса, научно-исследовательских организаций, высшей школы в сферу разработок собственных инновационных технологий с целью достижения технологического суверенитета страны.

В связи с тем, что интеграционная направленность Национального рейтинга полностью соответствует принципам и идеологии деятельности Консорциума «Интеграция», бюро совета Консорциума с целью обсуждения ближайших совместных задач с органами власти инициировало проведение 7 декабря 2022 г. совещания с министерством профессионального образования и занятости населения Приморского края при участии министра С.В. Дубовицкого и его заместителя Л.В. Хасбутдиновой. От руководства Консорциума в совещании приняли участие проректор по научной работе ДВФУ А.С. Самардак, зам. председателя ДВО РАН, чл.- корр. РАН С.П. Крыжановский, директор Института наукоемких технологий и передовых материалов ДВФУ А.В. Огнев, советник директора ИНТиПМ, ученый секретарь Консорциума Б.Л. Резник. В ходе предварительного обсуждения было отмечено, что лидерами Национального рейтинга научно-технологического развития вполне ожидаемо стали г. Москва и г. Санкт-Петербург, не удивили высокие места в рейтинге таких регионов, как Томская и Новосибирская области, республики Башкортостан и Татарстан, и ряда других. Однако, по общему мнению, 34 место Приморского края в Национальном рейтинге не соответствует его потенциалу и возможностям, и зачастую не коррелирует с результатами других специализированных рейтингов и отчетов, характеризующих динамику научно-технологического развития регионов страны. По итогам совещания было принято решение провести более детальную аналитику рейтинга и вынести на дальнейшее рассмотрение просматриваемые меры по улучшению позиций Приморского края в Национальном рейтинге, в частности, дополнить ведущуюся администрацией работу по научно-технологическому развитию края связанными мероприятиями, акцентированными на достижение тех или иных показателей рейтинга.

На последующих совещаниях по этой проблематике, проведенных 14 и 28 декабря в министерстве профессионального образования и занятости Приморского края с тем же составом участников, были систематизированы некоторые итоги этой работы. ( см. Приложение). Первоочередной и на данном этапе важнейшей среди поставленных задач должна стать разработка Региональной программы научно-технологического развития Приморского края на 2023 ‒ 2031 г.г. Подготовленный на эту тему проект Распоряжения правительства Приморского края предусматривает формирование рабочей группы из числа представителей ДВО РАН и университетов, действующих на территории Приморского края, предприятий приоритетных отраслей региональной экономики и профильных органов исполнительной власти Приморского края. Предполагается, что рабочая группа станет координатором разработки Региональной программы, которая к июню текущего года должна быть представлена к обсуждению в координационный совет по вопросам научной, научно-технической и инновационной деятельности в Приморском крае под председательством губернатора Приморского края.

В заключение еще раз вернемся к системе показателей Национального рейтинга. Прежде всего, выделим из них те, которые характеризуют работу непосредственно региональных органов власти, направленную на поддержку сектора исследований и разработок на территории:

  1. Обеспеченность объектами научно-исследовательской инфраструктуры в субъекте Российской Федерации на 10 исследователей.

  2. Наличие в субъекте Российской Федерации утвержденной региональной программы научно-технологического развития.

  3. Наличие региональных налоговых мер поддержки организаций, занимающихся научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами.

  4. Общая сумма профинансированных региональным фондом поддержки научной и научно-технической деятельности проектов на одного исследователя.

  5. Количество на территории субъекта Российской Федерации проектов кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики.

  6. Количество в субъекте Российской Федерации правовых режимов, способствующих внедрению результатов научных исследований и разработок в производство (территории опережающего развития, особые экономические зоны, научно-образовательные центры, территориальные инновационные кластеры, инновационные научно-технологические центры).

  7. Количество в субъекте Российской Федерации объектов инфраструктуры, способствующих внедрению результатов научных исследований и разработок в производство (промышленные технопарки, индустриальные (промышленные) парки, промышленные кластеры, центры трансфера технологий, инжиниринговые центры).

В создании же среды для работы исследователей и среды для ведения наукоемкого бизнеса (оставшиеся 26 показателей) «центр ответственности» смещается в сторону научных и образовательных учреждений, а также передовых предприятий инновационного сектора экономики. Они представлены в крае на достаточно высоком уровне, как уже указывалось, по результатам ряда других рейтингов, выше среднего по России. Имеющийся потенциал дает основания полагать, что задача продвижения по рейтингу в ближайшие годы является для края решаемой, но при этом очевидна необходимость консолидации деятельности этих учреждений при заинтересованной поддержке со стороны органов власти. По нашему мнению, одной из возможных, уже зарекомендовавших себя площадок для организации совместной деятельности и решения подобных сложных задач, может стать консорциум «Интеграция», созданный в 2015 году, и объединяющий усилия ДВФУ, ВГМУ, 16 научных организаций ДВО РАН, ведомственных научных институтов в сфере подготовки специалистов высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, проведения совместных исследований и развития инновационной деятельности по приоритетным и критическим направлениям науки, технологий и техники в Российской Федерации.

 

Ученый секретарь Консорциума «Интеграция»
Б.Л.Резник