Государственные стандарты специальностей

 

УТВЕРЖДЕН
Приказом   Минобразования России
от 01.08.2000  N 2370

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ   СТАНДАРТ

дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации и профессиональной переподготовки)       
федеральных государственных  служащих

                      Раздел 1. Общие положения

     1.1. Дополнительное профессиональное  образование  федеральных
государственных служащих (профессиональная переподготовка и повыше-
ние квалификации) - образование на базе высшего или  среднего  про-
фессионального образования, осуществляемое в образовательных учреж-
дениях высшего,  среднего или соответствующего дополнительного про-
фессионального образования,  с целью роста профессионализма и повы-
шения квалификации федеральных государственных служащих, подготовки
их к выполнению новых трудовых функций.
     1.2.Гражданину, претендующему  на   должность  государственного
служащего,  необходимо иметь уровень профессионального образования,
соответствующий квалификационным требованиям   к  данной  должности.
При этом требуется представить документы, подтверждающие его квали-
фикацию.
     1.3. Государственный служащий обязан поддерживать уровень ква-
лификации,  необходимый для решения профессиональных  задач,  соот-
ветствующих его должностным обязанностям.
     1.4.Повышение квалификации  (профессиональная   переподготовка)
государственных  служащих  проводится по мере необходимости,  но не
реже одного раза в пять лет.
     1.5.Дополнительное профессиональное    образование  федеральных
государственных служащих учитывается при прохождении ими аттестации
и переводе на другие должности.
     1.6. Государственный образовательный стандарт  дополнительного
профессионального  образования  (далее   именуется - стандарт) феде-
ральных государственных служащих определяет основные  понятия  этой
сферы и устанавливает:  структуру дополнительного профессионального
образования федеральных государственных служащих ;
     перечень направлений дополнительного профессионального образо-
вания федеральных государственных служащих  и   требования  к  таким
направлениям;
     требования к образовательным программам  дополнительного  про-
фессионального  образования  федеральных государственных служащих и
условиям их реализации;
     требования к образовательным учреждениям, реализующим програм-
мы дополнительного профессионального образования федеральных  госу-
дарственных служащих;
     общие нормативы учебной нагрузки слушателей;
     государственный контроль  за исполнением требований настоящего
стандарта.
     1.7.Положения стандарта подлежат обязательному применению все-
ми образовательными учреждениями, расположенными на территории Рос-
сийской  Федерации и реализующими программы дополнительного профес-
сионального образования федеральных государственных служащих.
     1.8.Положения стандарта   рекомендуются  для  использования при
профессиональной переподготовке и повышении квалификации  государс-
твенных  служащих органов государственной власти субъектов Российс-
кой Федерации и муниципальных служащих с учетом   региональных  осо-
бенностей.

                   Раздел 2. Нормативные ссылки

     Стандарт разработан на основе:
     положений Федерального  закона   "Об  основах   государственной
службы Российской Федерации", Закона Российской Федерации "Об обра-
зовании" и Федерального закона "О высшем и послевузовском професси-
ональном образовании";
     положений указов Президента Российской Федерации:
     от 22  декабря 1993г.  N2267 "Об утверждении Положения о феде-
ральной государственной службе" ( с изменениями, внесенными указами
Президента Российской Федерации от 29 апреля 1994г.   N841, от11 ян-
варя 1995г. N33, от 9 августа 1995г. N834);
     от 30  января  1996г.  N123 "О квалификационных требованиях по
государственным должностям федеральной государственной службы";
     от 9 марта 1996г.  N353 "Об утверждении Положения о проведении
аттестации федерального государственного служащего";
     от 22 апреля 1996г. N578 "О присвоении и сохранении квалифика-
ционных разрядов федеральным государственным служащим";
     от 3  сентября 1997г.  N981 "Об утверждении перечней государс-
твенных должностей федеральной государственной службы";
     от 3  сентября 1997г.  N 983 "О дополнительных мерах по подго-
товке государственных служащих";
     Типового положения  об образовательном учреждении дополнитель-
ного профессионального образования(повышения квалификации)  специа-
листов, утвержденного постановлением Правительства Российской Феде-
рации от 26 июня 1995г.  N610 с изменениями и дополнениями, утверж-
денными  постановлением  Правительства   Российской  Федерации от 10
марта 2000г. N213;
     Требований к  содержанию дополнительных профессиональных обра-
зовательных программ,  утвержденных приказом Минобразования  России
от 18 июня 1997г. N1221;
     положений других нормативно-правовых актов по вопросам образо-
вания и государственной службы.

 Раздел 3. Структура дополнительного профессионального образования
               федеральных государственных служащих

     3.1. Структура дополнительного   профессионального  образования
федеральных государственных служащих включает совокупность всех об-
разовательных программ для  высших,   главных,  ведущих,  старших  и
младших государственных должностей.
     3.2 .Для повышения квалификации и профессиональной  переподго-
товки  федеральных государственных служащих устанавливаются образо-
вательные программы четырех видов:
     краткосрочные программы   повышения  квалификации объемом от 72
до 100 учебных часов, направленные на повышение квалификации по от-
дельным видам профессиональной деятельности и решение соответствую-
щих профессиональных задач;
     среднесрочные программы   повышения квалификации объемом от 100
до 500 учебных часов,  направленные на комплексное повышение квали-
фикации со специализацией по должности;
     программы профессиональной переподготовки объемом  от  500  до
1000 учебных часов,  осуществляемые с целью адаптации государствен-
ных служащих к новым экономическим условиям и ведению новой профес-
сиональной деятельности;
     программы дополнительного к высшему профессионального  образо-
вания, осуществляемые в соответствии с государственными требования-
ми к минимуму содержания и уровню подготовки лиц для присвоения до-
полнительной квалификации,  формируемые по заказам министерств, ве-
домств и органов управления образованием, в том числе с учетом меж-
дународных требований и стандартов,  и утверждаемые Минобразованием
России, объемом свыше 1000 учебных часов.
     3.3. В  целях реализации образовательных программ дополнитель-
ного профессионального образования федеральных государственных слу-
жащих устанавливаются следующие сроки непрерывного обучения:
     при повышении квалификации - от двух до шести недель с  полным
или  частичным  отрывом от государственной службы и от шести недель
до шести месяцев без отрыва от государственной службы;
     при профессиональной переподготовке - от трех до шести месяцев
с отрывом от государственной службы и от шести   месяцев  до  одного
года без отрыва от государственной службы..
     3.4. При  распределенном   освоении  модульных  образовательных
программ  сроки  непрерывного обучения по отдельным образовательным
модулям рекомендуется устанавливать от одной недели до двух  недель
с отрывом от государственной службы и от двух недель до четырех не-
дель без отрыва от государственной службы.
     3.5.Допускается дистанционная технология обучения при освоении
отдельных образовательных модулей соответствующих модульных образо-
вательных  программ с обязательной сдачей зачета по каждому модулю,
если иное не оговаривается условиями реализации конкретной  образо-
вательной программы.
     3.6.При распределенном  освоении    модульных   образовательных
программ  вводится понятие равноценности дополнительного профессио-
нального образования. Освоение нескольких образовательных модулей в
рамках  модульных  программ   краткосрочного  повышения квалификации
считается равноценным освоению   среднесрочной  программы  повышения
квалификации  или  равноценным  освоению программы профессиональной
переподготовки при условии соответствия их по направлению, содержа-
нию и форме.
     3.7.Действующие на  момент   утверждения  настоящего  стандарта
учебные планы и программы профессиональной переподготовки и повыше-
ния квалификации федеральных   государственных  служащих  в  течение
учебного года приводятся в соответствие с настоящим стандартом.
     3.8. Освоение федеральными государственными служащими  образо-
вательных  программ  дополнительного   профессионального образования
завершается итоговой аттестацией,  по результатам которой  выдаются
документы государственного образца:   удостоверение о повышении ква-
лификации (для лиц,  прошедших обучение по   краткосрочным  програм-
мам);
     свидетельство о повышении   квалификации  (для  лиц,  прошедших
обучение по среднесрочным программам);
     диплом о профессиональной переподготовке (для  лиц,  прошедших
обучение  по  программам   профессиональной переподготовки свыше 500
учебных часов.); диплом о дополнительном к высшему профессиональном
образовании  (для лиц,  прошедших обучение по программам профессио-
нальной переподготовки в соответствии с государственными требовани-
ями  к минимуму содержания и уровню подготовки для присвоения соот-
ветствующей дополнительной квалификации  /свыше   1000  учебных  ча-
сов/).
     При выдаче  документов   государственного  образца  учитывается
введенное  понятие  равноценности дополнительного профессионального
образования.
     3.9. Лицам, не завершившим освоение избранной программы допол-
нительного профессионального образования или же не прошедшим итого-
вую аттестацию, выдается академическая справка, в которой отражает-
ся объем и содержание освоенных тем.

                Раздел 4. Требования к направлениям
           дополнительного профессионального образования
               федеральных государственных служащих

     4.1.Направления дополнительного профессионального  образования
федеральных  государственных  служащих   определяют общую направлен-
ность образовательных программ и используются при выборе  необходи-
мого образовательного учреждения.
     4.2. Перечень  направлений   дополнительного  профессионального
образования  федеральных  государственных   служащих,  реализуемых в
рамках настоящего стандарта, приведен в приложении.
     4.3. Конкретные  направления дополнительного профессионального
образования федеральных государственных   служащих,  устанавливаются
образовательным учреждениям при получении ими лицензии на право ве-
дения дополнительной профессиональной образовательной деятельности.
     4.4. Конкретное  направление дополнительного профессионального
образования федерального государственного служащего  выбирается  из
перечня направлений с учетом:
     вида профессиональной деятельности государственного  служащего
(управленческая,  организационная,   экономическая, планово-финансо-
вая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно- исследо-
вательская, диагностическая, инновационная, методическая);
     квалификационных требований к конкретной должности;
     конкретных целей обучения;
     региональных и отраслевых особенностей и  специфики  государс-
твенного органа, направляющего федерального государственного служа-
щего на учебу.

         Раздел 5. Требования к образовательным программам
           дополнительного профессионального образования
               федеральных государственных служащих

     5.1. Образовательные программы определяют содержание  дополни-
тельного профессионального образования .
     5.2. Образовательные программы дополнительного  профессиональ-
ного образования должны обеспечивать его преемственность по отноше-
нию к государственным образовательным стандартам высшего и среднего
профессионального  образования   соответствующего направления обуче-
ния.
     5.3. Образовательные программы должны быть совместимыми по ви-
дам и срокам и учитывать возможности обеспечения равноценности  до-
полнительного профессионального образования.
     5.4. Образовательные программы состоят из блоков или  модулей.
Образовательный модуль - относительно самостоятельная часть образо-
вательной программы,  комплексно охватывающая определенную  тему  и
позволяющая осваивать ее автономно.
     Блок -  относительно   самостоятельная  часть    образовательной
программы,  которая может включать несколько тем или модулей,  объ-
единенных по характеру материала (теоретический, прикладной и др.).
     5.5. В зависимости от исходного уровня образования и подготов-
ки служащего,  его личностных особенностей, квалификационных требо-
ваний  (профессиональных  стандартов),   установленных для служащих,
замещающих соответствующие государственные должности  государствен-
ной службы,  и от целей обучения образовательные программы дополни-
тельного  профессионального  образования    должны   предусматривать
(включать):
     входное профориентационное тестирование,  позволяющее  опреде-
лять  исходный уровень подготовки служащего по выбранному направле-
нию обучения, а также его личностные особенности и склонности;
     блок общепрофессиональных дисциплин (образовательных модулей),
позволяющий получить (дополнить) необходимые   теоретические  знания
по выбранному направлению, которые соответствуют цели обучения;
     блок специальных дисциплин (образовательных модулей), позволя-
ющих  получить  необходимые  знания и умения в постановке и решении
профессиональных задач, которые соответствуют квалификационным тре-
бованиям  (профессиональным  стандартам) конкретной должности госу-
дарственной службы и цели обучения;
     блок вспомогательных  дисциплин по выбору (образовательных мо-
дулей),  позволяющих служащему выбрать дисциплины  по  интересам  и
способствующих развитию личности;
     практику или  стажировку,   способствующие  получению   навыков
практического использования полученных знаний.
     5.6. Предлагаемый набор блоков и образовательных модулей прог-
рамм  должен обеспечивать возможность различной их компоновки в за-
висимости от конкретных целей обучения.
     5.7. Соотношение  различных блоков и модулей в образовательной
программе, а также формы и режимы обучения устанавливаются с учетом
целей и сроков обучения,  интересов заказчика, образовательного уч-
реждения и личностных особенностей служащего.
     5.8. Образовательные  программы дополнительного профессиональ-
ного образования должны ориентироваться на современные  эффективные
формы, методы и средства обучения и контроля знаний, управления об-
разовательным процессом.
     5.9. Образовательные  программы дополнительного профессиональ-
ного образования должны обеспечивать обучение в соответствии с пос-
тавленными целями.  Как правило,  цель обучения должна предусматри-
вать совершенствование умения самостоятельно ставить и  решать  ряд
конкретных профессиональных задач, соответствующих должностным обя-
занностям служащего.
     5.10. Качество   освоения   программ  подтверждается  введением
распределенного промежуточного контроля(по модулям,  темам или бло-
кам программы) и заключительного контроля.   Вид и средства контроля
выбираются при разработке образовательной программы в  соответствии
с ее целями и сроками освоения.
     5.11. Конкретное содержание образовательных программ  дополни-
тельного профессионального образования государственных служащих оп-
ределяется образовательным учреждением исходя   из  целей  и  сроков
обучения,  а  также в соответствии с квалификационными требованиями
(профессиональными стандартами) к государственным должностям  госу-
дарственной службы с учетом отраслевых и региональных особенностей.

  Раздел 6. Требования к образовательным учреждениям, реализующим
программы дополнительного профессионального образования государственных
служащих

     6.1. Образовательное  учреждение,   проводящее профессиональную
переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных
служащих  ,  должно иметь лицензию на право ведения образовательной
деятельности по направлениям обучения  в   соответствии  с  перечнем
направлений дополнительного профессионального образования федераль-
ных государственных служащих (приложение).
     6.2. Право  на образовательную деятельность и льготы,  предос-
тавляемые законодательством Российской Федерации, возникает у обра-
зовательного учреждения с момента выдачи ему государственной лицен-
зии.
     6.3. Образовательные учреждения для реализации программ допол-
нительного профессионального образования   государственных  служащих
выбираются  из  перечня  образовательных учреждений,  утверждаемого
постановлением Правительства Российской Федерации..
                   
            Раздел 7. Общие нормативы учебной нагрузки

     7.1. Объем учебной нагрузки слушателей не должен  превышать  в
неделю:
     36 часов аудиторной учебной работы - при обучении с отрывом от
государственной службы (очная форма);
     14 часов аудиторной учебной работы - при обучении  без  отрыва
от государственной службы(вечерняя форма);
     не менее 16 часов аудиторной работы - при обучении с частичным
отрывом от государственной службы.
     7.2. Общий объем учебной нагрузки слушателей  не  должен  быть
менее 54 часов в неделю,  включая все виды аудиторной и внеаудитор-
ной (самостоятельной) учебной работы.  При расчете учебной нагрузки
слушателей, обучающихся без отрыва или с частичным отрывом от госу-
дарственной службы,  рабочее время по месту основной работы включа-
ется в 54 часа.

   Раздел 8.  Государственный контроль за исполнением стандарта

     8.1.Организацию государственного   контроля за соблюдением тре-
бований настоящего стандарта осуществляет   федеральный  центральный
орган  управления образованием совместно с другими федеральными ор-
ганами исполнительной власти,  направляющими федеральных  государс-
твенных служащих на обучение, а также государственные органы, в ве-
дении которых находятся образовательные учреждения,  осуществляющие
повышение  квалификации и профессиональную переподготовку федераль-
ных государственных служащих.
     8.2.За несоблюдение  требований настоящего стандарта к образо-
вательному учреждению применяются санкции, предусмотренные статьями
38, 49 Закона Российской Федерации "Об образовании".

__________________________________________________________________

     Стандарт разработан рабочей группой, включающей представителей
Минобразования России,  Минтруда России,   Российской академии госу-
дарственной  службы  при Президенте Российской Федерации,  Академии
народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации,  Финан-
совой академии при Правительстве Российской Федерации.


                       Приложение
                       к Государственному образовательному
                       стандарту дополнительного профессионального
                       образования (повышения квалификации и
                       профессиональной переподготовки )
                       федеральных государственных служащих


                       ПЕРЕЧЕНЬ   НАПРАВЛЕНИЙ
           дополнительного профессионального образования
               федеральных государственных служащих

     1. Управленческое ("Государственное строительство  и  управле-
ние", "Управление государственной собственностью", "Управление пер-
соналом",  "Управление образованием,   наукой ", " Государственное и
муниципальное управление", " Антикризисное управление", "Социология
и психология" и др.).
     2. Организационно-экономическое    ("Государственная  служба  в
Российской Федерации",  "Экономическая и социальная политика", "Ор-
ганизация  торгов  на  закупку продукции для государственных нужд",
"Военно-экономическая безопасность   государства",  "Государственное
регулирование рыночной экономики",  "Мировая экономика",  "Междуна-
родные экономические отношения" и др.)
     3. Планово-финансовое ("Финансы и кредит",  "Финансовое управ-
ление", "Бюджетный учет", "Бухгалтерский учет" и др.)
     4. Информационно-аналитическое   ("Информационные  технологии в
управлении", "Документоведение" и т.п.).
     5. Инновационное ("Анализ и управление инновационными проекта-
ми" и др.)
     6. Правовое ("Юриспруденция",   "Правовое обеспечение государс-
твенной службы", "Политология" и т.п.)
     7. Экологическое  ("Экология",   "Экологическая безопасность" и
др.).
     8. Маркетинговое ("Кадровый маркетинг",  "Кадровый мониторинг"
и др.).
     9. Языковое ("Деловой иностранный язык").


Назад