04.03.01 Химия

Подразделение - держатель программы: Институт наукоемких технологий и передовых материалов

Срок обучения: 4 года
Язык реализации: русский

Режим обучения: полный срок освоения образовательной программы проходит в стенах ДВФУ
Форма обучения:  очная

Руководитель образовательной программы: Капустина Алевтина Анатольевна, кандидат химических наук, доцент, заведующая кафедрой общей, неорганической и элементоорганической химии

Контактные данные: kapustina.aa@dvfu.ru, +79143225291


Краткое описание программы 
Выбор программы бакалавриата определялся в соответствии с особенностями ДВ региона, наличием двух академических институтов химического направления (ТИБОХ ДВО РАН и ИХ ДВО РАН), существующими научными школами в области химии, промышленными предприятиями, относящимися к областям профессиональной деятельности выпускников. А также высокой востребованностью выпускников высшей квалификации в области синтеза соединений, получения материалов на их основе, исследования качественного и количественного состава различных объектов на современном оборудовании (ведомственные лаборатории силовых ведомств, лаборатории и цеха промышленных предприятий).
Выбор дисциплин обязательной части и части программы, формируемой участниками образовательных отношений, осуществлялся на основании компетентностного подхода. Формирование профессиональных компетенций обусловлено как содержанием дисциплин, так и применяемыми методами обучения.
Выпускник приобретает способность выбирать и использовать технические средства и методы испытаний для решения исследовательских задач химической направленности, поставленных специалистом более высокой квалификации (ПК-1), благодаря изучению «Неорганической химии», «Аналитической химии», «Органической химии», «Физической химии», выполнению научно-исследовательской работы, научно-исследовательского проекта, прохождению ознакомительной и преддипломной практики, защиты выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.
Бакалавр обретает способность оказывать информационную поддержку специалистам, осуществляющим научно-исследовательские работы (ПК-2), благодаря включению в учебный план как названных выше дисциплин «Неорганической химии» и «Физической химии», так и такой дисциплины, как «Механизмы реакций и стереохимия. Избирательная токсичность», «Методология научных исследований и их статистическая обработка» и других, прохождению научно-исследовательской работы и преддипломной практики, защиты выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.
Способность выбирать технические средства и методы испытаний для решения технологических задач, поставленных специалистом более высокой квалификации (ПК-3) формируется, благодаря «Аналитической химии», «Органической химии», «Физической химии». Компетенция полностью реализуется при прохождении технологической практики, преддипломной практики и выполнении выпускной квалификационной работы.
Способностью осуществлять контроль качества сырья, компонентов и выпускаемой продукции химического назначения, проводить паспортизацию товарной продукции (ПК-4) бакалавр обладает благодаря навыкам, полученным при освоении таких дисциплин, как «Аналитическая химия», «Физические методы исследования», а также выбранных им дисциплин из части программы, формируемой участниками образовательных отношений, таких как: «Хроматография», «Спектральные методы исследования» и благодаря изучению факультативной дисциплины «Основы радиационной химии». Компетенция полностью реализуется при прохождении технологической практики, преддипломной практики и выполнении выпускной квалификационной работы.
Способность оказывать информационную поддержку специалистам, осуществляющим научно-конструкторские работы и технологические испытания (ПК-5) формируется при изучении дисциплин «Химическая технология», «Компьютерное моделирование свойств химических соединений», при усвоении таких дисциплин, как «Методология научных исследований и их статистическая обработка», «Специальные главы физической и аналитической химии», «Химическое материаловедение», «Процессы и аппараты химической технологии», при прохождении технологической практики и подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы.
Способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с юридическими и морально-этическими нормами профессиональной этики (ПК-6) способствует освоение дисциплин «Правоведение», «Методика преподавания химии в школе», прохождение педагогической практики и подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы.
Способность участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием ИКТ) (ПК-7) формируется в результате освоения дисциплин «Информатика», «Методика преподавания химии в школе», прохождение педагогической практики и подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы.
Способность организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями ФГОС (ПК-8) формируется при изучении дисциплин «Психология и педагогика», «Методика преподавания химии в школе», прохождение педагогической практики и подготовка к процедуре защиты и защита выпускной квалификационной работы.
Закрепляются и контролируются профессиональные компетенции в ходе государственной итоговой аттестации.
Набор дисциплин учебного плана является необходимым и достаточным для формирования всех, предусмотренных ФГОС ВО компетенций.
Требования ДВФУ и Партнеров к результатам обучения студентов: профессиональные компетенции, которые обязательно должны быть сформированы у студентов, обучающихся по образовательной программе ПК-1 Способен выбирать и использовать технические средства и методы испытаний для решения исследовательских задач химической направленности, поставленных специалистом более высокой квалификации;
ПК-2 Способен оказывать информационную поддержку специалистам, осуществляющим научно-исследовательские работы;
ПК-3 Способен выбирать технические средства и методы испытаний для решения технологических задач, поставленных специалистом более высокой квалификации;
ПК-4 Способен осуществлять контроль качества сырья, компонентов и выпускаемой продукции химического назначения, проводить паспортизацию товарной продукции;
ПК-5 Способен оказывать информационную поддержку специалистам, осуществляющим научно-конструкторские работы и технологические испытания;
ПК-6 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии юридическими и морально-этическими нормами профессиональной этики;
ПК-7 Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием ИКТ);
ПК-8 Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями ФГОС.
Требования ДВФУ и Партнеров к результатам обучения студентов: компетенции УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений;
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;
УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах);
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни;
УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
УК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций;
ОПК-1 Способен анализировать и интерпретировать результаты химических экспериментов, наблюдений и измерений;
ОПК-2 Способен проводить с соблюдением норм техники безопасности химический эксперимент, включая синтез, анализ, изучение структуры и свойств веществ и материалов, исследование процессов с их участием;
ОПК-3 Способен применять расчетно-теоретические методы для изучения свойств веществ и процессов с их участием с использованием современной вычислительной техники;
ОПК-4 Способен планировать работы химической направленности, обрабатывать и интерпретировать полученные результаты с использованием теоретических знаний и практических навыков решения математических и физических задач;
ОПК-5 Способен использовать существующие программные продукты и информационные базы данных для решения задач профессиональной деятельности с учетом основных требований информационной безопасности;
ОПК-6 Способен представлять результаты своей работы в устной и письменной форме в соответствии с нормами и правилами, принятыми в профессиональном сообществе.
Организации, которые также могут быть заинтересованы в реализации ОП Организации, относящиеся к областям профессиональной деятельности и сферам профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу бакалавриата, могут осуществлять профессиональную деятельность:
01 Образование и наука (в сфере основного общего и среднего общего образования, профессионального обучения, среднего профессионального и высшего образования, дополнительного образования, в сфере научных исследований);
18 Добыча, переработка угля, руд и других полезных ископаемых (в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации продукции, в сфере оптимизации существующих и разработки новых технологий переработки угля, руд и других полезных ископаемых);
19 Добыча, переработка, транспортировка нефти и газа (в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации продукции, в сфере оптимизации существующих и разработки новых технологий переработки нефти и газа);
20 Электроэнергетика (в сфере разработки новых функциональных материалов, в сфере диагностики материалов и оборудования с использованием методов химического и физико-химического анализа);
23 Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, мебельное производство (в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации продукции, в сфере разработки новых видов химических реактивов для нужд деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности);
24 Атомная промышленность (в сфере разработки новых функциональных и конструкционных материалов, в сфере контроля состава и свойств сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов, включая работу с радиоактивными веществами);
26 Химическое, химико-технологическое производство (в сфере оптимизации существующих и разработки новых технологий, методов и методик получения и анализа продукции, в сфере контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, в сфере паспортизации и сертификации продукции);
40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности (в сфере научно-технических, опытно-конструкторских разработок и внедрения химической продукции различного назначения, в сфере метрологии, сертификации и технического контроля качества продукции).
Академическая мобильность студентов и преподавателей, прохождение аспирантами стажировок, практик, образовательных модулей на базе Партнеров Программа предполагает возможность академической мобильности студентов в процессе прохождения ими практик.
Учебным планом ОПОП ДВФУ по направлению подготовки 04.03.01 Химия, «Фундаментальная химия» предусмотрены следующие виды и типы практик:
Ознакомительная практика - проводится в форме экскурсий на объекты будущей профессиональной деятельности.
Научно-исследовательская работа. Проводится стационарно на базе ДВФУ, а также институтов ДВО РАН. 
Технологическая практика. Форма проведения – лабораторная, заводская. Проводится стационарно на предприятиях химического профиля, на полузаводских и макетных установках в лабораториях научно-исследовательских (академических) институтов, ВУЗов и других производственных организаций. 
Педагогическая практика. Проводится стационарно на базе ДВФУ (колледжа, лицея ДВФУ) или иного среднего учебного заведения.
Академическая мобильность преподавателей предполагается.