Занятие 9

Тренируемые речевые умения и навыки: при чтении художественного текста следить за ходом событий, изложенных в тексте, квалифицировать способ сообщения, определять сопричастность автора событию, выражать отношение к прочитанному.

1. Вспомните, а) какие значения слова ёлка вы знаете, б) что такое свадьба.

2. Уточните по словарю значение словосочетаний.

Быть в раздумье; в присутствии кого; говорить любезности кому; говорить (не) в шутку; говорить шёпотом / еле слышным голосом; идти на цыпочках; кричать/хохотать во всё горло; кто одет во что; потирать руки; принимать участие в чём; проводить время где/как/с кем; рассыпаться в похвалах/в комплиментах/в любезностях кому/перед кем.

1.      Прочитайте рассказ. Приготовьтесь выполнить тест, который проверяет, правильно ли вы поняли содержание рассказа.

ЁЛКА И СВАДЬБА

На днях я видел свадьбу... но нет! Лучше я вам расскажу про ёлку. Ровно пять лет назад, накануне Нового года, меня пригласили на детский бал. Лицо приглашавшее было одно известное деловое лицо, со связями, с знакомством, с интригами, так что можно было подумать, что детский бал этот был предлогом для родителей сойтись и поговорить.

Одного из гостей звали Юлиан Мастакович. С первого взгляда можно было видеть, что он был гостем почётным. Хозяин и хозяйка говорили ему любезности, ухаживали. Мне как-то стало страшно в присутствии такого лица, и потому, полюбовавшись на детей, я ушёл в маленькую гостиную, которая была совершенно пуста.

Дети все были очень милы, они никак не хотели походить на больших, о чём постоянно просили их гувернантки. Они разобрали всю ёлку вмиг, до последней конфетки, и успели уже переломать половину игрушек, прежде чем узнали, кому какая предназначена.

Но особенно хороша была девочка лет одиннадцати, прелестная, как амурчик, тихонькая, с большими задумчивыми глазами. Её как-то обидели дети, и потому она ушла в ту самую гостиную, где я сидел, и занялась в уголке своей куколкой. Гости с уважением указывали

на одного богатого человека, её отца, и кое-кто замечал шёпотом, что за ней уже отложено на приданое триста тысяч рублей. Я посмотрел на говорящих об этом, и взгляд мой упал на Юлиана Мастаковича, который, наклонив голову набок, как-то особенно внимательно прислушивался к словам этих господ.

На елке был и мальчик лет десяти, маленький, худенький, рыженький, который получил в подарок только одну книжку без картинок. Он был сыном гувернантки хозяйских детей, одной бедной вдовы, мальчик крайне забитый и запуганный. Ребёнок вошёл в ту же гостиную, где была девочка. Она пустила его к себе, и оба принялись наряжать богатую куклу.

Я сидел уже с полчаса за цветами и почти задремал, прислушиваясь к разговору рыженького мальчика и красавицы с тремястами тысяч приданого, как в комнату вошёл Юлиан Мастакович. До этого с минуту назад, как я заметил, он весьма горячо разговаривал с папенькой будущей богатой невесты, с которым только что познакомился, о службе. Теперь он стоял в раздумье и как будто что-то считал на пальцах.

- Триста... триста, - шептал он. - Одиннадцать, двенадцать... шестнадцать - пять лет!.. Ну, пятьсот, положим, пятьсот тысяч, покрайней мере, это обязательно; ну, излишек на тряпки, гм...

Он окончил раздумье и хотел уже выйти из комнаты, как вдруг взглянул на девочку и остановился. Он меня не видел за цветами. Мне казалось, что он был очень взволнован. Или расчёт подействовал на него, или что-нибудь другое, но он потирал руки и не мог стоять на месте. Он бросил взгляд на будущую невесту и было двинулся вперёд, но сначала огляделся кругом, потом на цыпочках, как будто чувствуя себя виноватым, стал подходить к ребёнку. Он подошёл с улыбочкой, нагнулся и поцеловал её в голову. Та, не ожидая, вскрикнула от испуга.

- А что вы тут делаете, милое дитя? - спросил он шёпотом, оглядываясь.

- Играем...

- А? С ним? - Юлиан Мастакович покосился на мальчика. - А ты бы, душенька, пошёл в зал, - сказал он ему.

Мальчик молчал и смотрел на него во все глаза. Юлиан Мастакович опять осмотрелся кругом и опять нагнулся к девочке.

- А что это у вас, куколка, милое дитя? - спросил он.

- Куколка, - отвечала девочка немножко испуганно.

- Ты бы пошёл, мальчик, в зал, к другим детям, - сказал Юлиан Мастакович, строго посмотрев на ребёнка. Девочка и мальчик схватились друг за друга, им не хотелось расходиться.

- А знаете ли вы, почему подарили вам эту куколку? – спросил Юлиан Мастакович, говоря всё тише и тише.

- Не знаю.

- А оттого, что вы были милым и послушным дитя всю неделю.

Тут Юлиан Мастакович, взволнованный ещё больше, уже совсем еле слышным голосом спросил:

- А будете ли вы любить меня, милая девочка, когда я приду в гости к вашим родителям?

Сказав это, Юлиан Мастакович хотел ещё раз поцеловать девочку, но рыженький мальчик, видя, что она совсем хочет заплакать, схватил её за руки и сам заплакал от сочувствия к ней. Юлиан Мастакович рассердился не в шутку.

- Пошёл, пошёл отсюда, пошёл! - говорил он мальчишке. - Пошёл в зал! Пошёл туда, к своим ровесникам!

- Нет, не нужно, не нужно! Уходите вы, - сказала девочка, - оставьте его, оставьте его! - говорила она плача.

Кто-то зашумел в дверях. Юлиан Мастакович тотчас поднялся, испугавшись. Но рыженький мальчик испугался ещё больше, он бросил девочку и тихонько по стенке вышел из гостиной в столовую. Юлиан Мастакович также вышел в столовую.

Я тоже вышел за уважаемым господином в столовую и увидел странную картину. Юлиан Мастакович, весь красный от злости, пугал рыжего мальчика, который не знал, куда бежать, и от страха залез под стол.

- Пошёл, что здесь делаешь, пошёл, негодник, пошёл! Ты здесь фрукты таскаешь, а? Ты здесь фрукты таскаешь? Пошёл, негодник, пошёл, сопливый, пошёл к своим ровесникам!

Разволновавшись донельзя, Юлиан Мастакович достал свой носовой платок, взял его за уголок и стал выгонять им из-под стола ребёнка, перепуганного и присмиревшего до последней степени. Надо заметить, что Юлиан Мастакович был немножко толстоват, что мешало ему наклониться под стол. Но он старался, краснел, пыхтел ужасно. Так велико было в нём чувство негодования и, может быть (кто знает?), ревности. Я захохотал во всё горло.

Нахохотавшись, я вернулся в зал. Там Юлиан Мастакович рассыпался в похвалах о красоте, талантах, грации и воспитании милого дитя перед матерью девочки. Мать слушала его чуть ли не со слезами восторга. Отец, стоявший рядом, улыбался. Хозяин дома радовался всеобщей радости.

Недавно я проходил мимо церкви, меня поразило, как много народа собралось здесь. Кругом говорили о свадьбе. День был пасмурный, начинался мелкий дождик. Я пробрался в церковь и увидел жениха. Это был маленький, толстый человек, сильно разукрашенный. Он бегал, отдавал приказы. Наконец привезли невесту. Я увидел чудную красавицу. Говорили, что ей едва исполнилось шестнадцать лет. Она была бледна и грустна, смотрела рассеянно; мне показалось даже, что глаза её были красны от недавних слёз.

Взглянув на жениха, я вдруг узнал в нём Юлиана Мастаковича, которого не видел ровно пять лет. Я поглядел па неё... Боже мой! Я скорее направился к выходу из церкви. В толпе толковали, что невеста богата, что у неё пятьсот тысяч приданого... и на столько-то тряпками...

«Однако расчёт был хорош!» — подумал я, выйдя на улицу...

                (По Ф. Достоевскому)

1. Юлиан Мастакович ... .

а) помогал хозяину дома;

б) был почётным гостем на детском празднике;

в) был богат и занимал высокое положение в обществе.

2. Рассказчику было страшно в присутствии такого важного лица, и он ....

а) пошёл посмотреть на детей

б) ушёл в маленькую пустую комнату

в) ушёл домой

3. В эту же комнату пришла прелестная девочка с задумчивыми глазами, которую ....                                                                 а) обидели другие дети

б) наказали родители

в) не интересовали другие дети

4. Рассказчик подумал, что этой девочке лет ....   а) десять

б) одиннадцать

в) двенадцать

5. Девочка получила в подарок от хозяев бала дорогую куклу, так как ....

а) она хотела такую куклу

б) её отец был очень богатым человеком

в) она хорошо вела себя

6. Юлиан Мастакович заинтересовался девочкой, потому что....

а) она была хороша, как амурчик

б) для неё было приготовлено большое приданое

в) он был знаком с сё родителями

7. Юлиан Мастакович подсчитал, что приданое девочки через несколько лет составит ....

а) триста тысяч

б) более трёхсот тысяч

в) более пятисот тысяч

8.Рассказчик понял, что Юлиан Мастакович рассердился на мальчика…

а) из-за его плохого поведения

б) из ревности

в) так как плохо чувствовал себя

9. Через пять лет рассказчик случайно увидел в церкви ....

а) толстого мужчину маленького роста и шестнадцатилетнюю красавицу

б) прекрасную пару

в) молодых людей, которых он видел 5 лет назад на ёлке.

10. Невеста была ....                                                            а) радостной и оживлённой

б) грустной

в) счастлива

11. Узнав в женихе Юлиана Мастаковича, рассказчик ....

а) с интересом стал наблюдать церемонию венчания

б) поздравил его

в) ушёл из церкви

12. Рассказчик не мог не признать, что ....

а) Юлиан Мастакович ошибся в своём расчёте

б) Юлиан Мастакович в своё время неточно посчитал на пальцах

в) расчёт, произведённый Юлианом Мастаковичем пять лет назад, был очень точным

4. Ответьте на вопросы.

1. Какую свадьбу увидел автор, когда однажды проходил мимо церкви?

2. Что за праздник был в доме знакомых автора пять лет назад?

3. Что вы узнали о девочке, похожей на амурчика? Как вы думаете, для чего автор использует такое сравнение?

4. Что изменилось в поведении Юлия Мастаковича после того, как он узнал о богатом приданом девочки?

5. Что произошло между рыжим мальчиком и Юлианом Мастаковичем в гостиной и

в столовой? Как поведение героев в этой ситуации их характеризует?

6. Как вёл себя рассказчик в продолжение праздника? Как вы думаете, он был активным действующим лицом или наблюдателем? Почему?

5. Как вы думаете, к какому читателю обращается в этом рассказе Ф.М. Достоевский? Аргументируйте своё мнение.