Core education: студенты ДВФУ изучат политику, экономику и культуру стран АТР

11 августа 2016

Дмитрий КОТКОВ [текст],

Анастасия КОТЛЯРОВА [фото]

Владивосток, 11 августа, газета «Остров.ру». С сентября 2016 года в ДВФУ начнется реализация новой образовательной модели подготовки бакалавров. Образовательный модуль Core Education (Базовый модуль) — это система, при которой студенты первого и второго курсов университета должны будут освоить 12 дисциплин, направленных на формирование универсальных компетенций, широко востребованных как на международном, так и на российском рынке труда.

Дисциплина «АТР: политика, экономика, культура» поможет студентам ДВФУ понять Азиатско-Тихоокеанский регион во всем его многообразии. О том, как будет организован процесс обучения, читателям газеты «Остров.ру» рассказал курс-лидер предмета профессор кафедры мировой экономики Школы экономики и менеджмента ДВФУ Тагир Хузиятов.

— Прежде всего, хочу подчеркнуть, что сам факт включения этой дисциплины в число базовых, т.е. обязательных, для студентов практически всех направлений подготовки — явление уникальное для российских вузов, — отмечает Тагир Даутович. — Есть несколько факторов, которые способствовали принятию такого решения.

Во-первых, это особая роль ДВФУ не только как международной коммуникационной площадки, но и как инициатора и активного участника сотрудничества России со странами АТР по самому широкому спектру вопросов. Во-вторых, позиции ДВФУ в региональном научно-образовательном сообществе, в том числе в объединении ведущих университетов региона — Association of Pacific Rim Universities (APRU, Ассоциация университетов Азиатско-Тихоокеанского региона). В частности, в контексте координации учебных планов университетов — членов ассоциации — некоторое время назад была принята рекомендация о включении в обучение специального интегрированного учебного курса по АТР. В-третьих, неудовлетворительное качество экспертной проработки решений, принимаемых в нашей стране (на самых разных уровнях), в части понимания происходящего в регионе и взаимодействия со странами АТР.

В связи с этим цель курса я вижу в формировании у студентов понимания важности процессов и явлений, имеющих место в АТР, и устойчивой потребности к дальнейшему их самостоятельному изучению в контексте будущей профессиональной деятельности выпускников. В связи с этим можно выделить следующие задачи дисциплины: во-первых, необходимо добиться понимания внутренних и внешних причин и факторов разнообразных процессов и явлений, имеющих место в АТР, во-вторых, нужно научить студентов ориентироваться в источниках информации по различным аспектам развития АТР, в-третьих, развить первичные навыки комплексного анализа и экспертной оценки ситуации в АТР.

Core Education ДВФУ. АТР (10).jpg

— Какие компоненты войдут в ваш предмет?

С учетом предлагаемого объема и соотношения лекций и практических занятий (18 часов лекций и 36 часов практических занятий), а также комплексного характера этой учебной дисциплины, предполагается сочетание информационных (в начале курса) и проблемных лекций.

Проблемные лекции, как правило, будут касаться фундаментальных и общих для АТР вопросов: культурно-исторические традиции, их трансформация и современность; традиционные социально-экономические уклады и интернационализация экономики; особенности региональной экономической интеграции; внутри- и внешнеполитические процессы в регионе; Россия в АТР и др.

Углубленная проработка общих проблем, а также ознакомление с частными, в том числе страновыми аспектами развития предусматривается в ходе семинаров, дискуссий, круглых столов, презентаций и самостоятельной работы.

— Какие еще формы и методы обучения будут использоваться?

— Для качественного усвоения материала возможно использование различных образовательных технологий. Предполагается проведение лекционных занятий следующих типов: презентации с использованием вспомогательных средств с обсуждением, интерактивные, информационные и проблемные лекции, использование массовых онлайн-курсов. На занятиях семинарского типа студентов ждут деловые игры, case-study, коллективные решения творческих задач, круглые столы, работа в командах, дискуссии, публичные презентации. Еще одной непременной формой работы будет самостоятельная подготовка к выполнению домашних заданий или семинарам.

Core Education ДВФУ. АТР (9).jpg

— Расскажите о том, какие модули дисциплины «АТР: политика, экономика, культура» будут преподавать студентам?

— Как следует из названия предмета, весь курс будет состоять из трех примерно равных по объему модулей: культура, политика, экономика. В свою очередь, каждый модуль будет сформирован из трех частей: традиции, трансформации, современность.

— По каким признакам можно считать курс изученным?

— Есть формальные признаки, связанные с участием студентов в работе (здесь не стоит путать с формальным присутствием на занятиях!), ответами на вопросы, выполнением домашних заданий и т.п. Есть и содержательные признаки. Я буду считать, что этот курс успешно освоен студентами, во-первых, когда у них сформируется знание основных тенденций развития региона, сущности региональной экономической интеграции, актуальных вопросов внутренней и внешней политики, традиционной и современной культуры, основных характеристик взаимодействия России со странами региона; во-вторых, когда студенты научатся находить необходимую информацию, анализировать и систематизировать ее, использовать полученные знания в контексте будущей профессиональной деятельности; в-третьих, когда студенты осознают необходимость дальнейшего самостоятельного изучения различных аспектов развития АТР.

— Сложно ли будет получить зачет по этому предмету, ведь он довольно обширный?

— Конечно, предмет непростой по содержанию, хотя бы потому, что мы будем изучать непривычные для большинства реалии. Надеюсь, что мы, преподаватели, предложим интересную программу курса и используем методы обучения и образовательные технологии, которые будут помогать пониманию предмета. От студентов ждем активности, ответственности и самостоятельности. Думаю, что при таких условиях особых сложностей не возникнет. Буду рад, если по окончании курса студенты скажут: «Интересно, полезно, пригодится». Желаю студентам успехов в изучении АТР во всем его многообразии!

Тагир Хузиятов.jpg Core Education ДВФУ. АТР (4).jpg

Справка «Остров.ру»: Хузиятов Тагир Даутович — кандидат экономических наук, профессор кафедры мировой экономики Школы экономики и менеджмента ДВФУ. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Член Европейской ассоциации японоведения (EAJS) и Международного союза экономистов (МСЭ).

Окончил Дальневосточный государственный университет (Восточный факультет, «Страноведение Японии») и аспирантуру Института востоковедения АН СССР (специальность «Мировая экономика и международные экономические отношения»). Стажировался в Японском центре производительности, университете Кингстон (Великобритания), университете Токай (Япония), Корейском институте международной экономической политики, МИД Японии и др.

В качестве эксперта неоднократно участвовал в работе Регионального форума АСЕАН, рабочих группах АТЭС, ЭСКАТО ООН, Экономического форума Северо-Восточной Азии и других организаций. Был руководителем и исполнителем ряда международных научно-исследовательских и прикладных проектов. Принимал участие и выступал с докладами на многочисленных международных конференциях.

Организатор международного междисциплинарного спецкурса «Формирование сообщества Восточной Азии» в ДВФУ по гранту One Asia Foundation (2013).