Победителем четвертого «Уровня шума» стал IT-специалист из ДВФУ
23 сентября 2013
Сусанна МАНУКЯН, Наталья ФИРЦИКОВА [текст], Дарья КЛИМОВА [фото] Настоящее торжество кино завершилось во Владивостоке. В приморской столице за последний месяц прошли два кинофестиваля. Вслед за всеми известными «Меридианами Тихого» 14 сентября стартовал «Уровень шума» — менее масштабное, но никак не менее значимое для приморского кинематографа событие. Сентябрьский «Уровень шума» стал четвертым в этом году — такой периодичности организации, кажется, нет ни у одного другого кинофестиваля. С такой же быстротой меняется и облик мероприятия: работы становятся качественнее, ценителей настоящего кинематографа все больше, да и для коммерческих партнеров проект наконец-то стал объектом заинтересованности. Всего с мая по сентябрь на большом экране было представлено 32 работы. Разные по тематике и технике исполнения они составили первый прочный пласт в развитии приморского кино. Как отмечают организаторы проекта, с каждым новым фестивалем качество работ становится только выше. Причем здесь подразумевается не столько уровень «картинки», сколько глубина задумки самого произведения. Музыкальные клипы, рекламные ролики и другие «низкие» жанры, которые заполняли первые кинофестивали, медленно, но верно отошли на второй план. Кажется, молодые режиссеры поняли, что заинтересовать своего, уже искушенного, зрителя, не так-то просто. Поэтому поиск новых форм и жанров не останавливается. Большое любопытство со стороны посетителей фестиваля вызвали появившиеся не так давно фильмы с элементом графики и полностью отрисованные мультфильмы. Первая работа, выполненная в этом стиле, — картина Ольги Волковой «Ловец снов. Зарисовка». Фильм был представлен на третьем кинофестивале. Эксперимент с этой необычной техникой создания киношедевров на четвертом «Уровне шума» продолжил еще один участник — он создал полностью нарисованный от руки мультфильм «На дне». Будет не лишним сказать, что фестиваль расширил и свои границы. Так, в конкурс четвертого кинофестиваля попала лента из Китая — фильм «Измерение» уроженки Владивостока Анны Васильцовой. Киноконкурс стал расти и развиваться в каждом компоненте. Так, на четвертом «Уровне шума» были учреждены и дополнительные номинации — за лучший сценарий, лучшую актерскую, режиссерскую и операторскую работы. Однако самый желанный приз остался неизменным — грант от администрации города на 40 000 рублей. В этот раз его счастливым обладателем стал Алексей Федосеев. К этому конкурсу он шел долго — присматривался к фестивалю целых три месяца. Однако набравшись смелости, он сделал свой первый фильм и победил на фестивале. Думаете, сработала народная мудрость «новичкам везет»? Вовсе нет. Молодой режиссер уверен, что на таком нелегком поприще, как кинематограф, человеку с малым опытом не так-то легко. Обо всех трудностях, с которыми пришлось столкнуться Алексею, и рассказывает его дебютный фильм «Камера и желание». — Алексей, расскажите, как Вы пришли в кинематограф? — Все благодаря моей девушке и проекту «Кинокурс». Она прислала мне ссылку на заявку для участия в первой на Дальнем Востоке киношколе. Я ее заполнил и отправил, и месяца через два мне позвонили. До этого кинематографом я вообще не занимался, работал айтишником в ДВФУ — чинил компьютеры, решал технические вопросы. Я это делаю и сейчас. Что касается кино, то с уверенностью сказать, что это мое призвание, я не могу. В наше стремительно несущееся время с уверенностью можно говорить лишь о том, что жизнь недолговечна. Возможно, в будущем кино и перестанет меня интересовать. Но мне очень хочется верить, что я зашел в дверь под названием «кинематограф» не случайно. — Почему решили принимать участие именно в фестивале «Уровень шума»? — Этот фестиваль — логичное продолжение проекта «Кинокурс», в котором мне посчастливилось принять участие. Решение снять фильм для этого фестиваля сформировалось еще в мае, когда он прошел в первый раз. Но от идеи до ее воплощения идти пришлось довольно долго — целое лето, которое, как известно, «маленькая жизнь». До «Кинокурса» я как-то не предпринимал попыток снять что-то, похожее на кино, и уж тем более с ним где-то участвовать. Четвертый «Уровень шума» стал моим первым кинофестивалем. — О чем Ваш фильм «Камера и желание»? Что вы хотели донести до своего зрителя? — В первую очередь он, наверное, о себе. О личном съемочном опыте. О том, с какими трудностями приходится сталкиваться, когда нет ни опыта, ни профессиональной команды. Когда только камера и желание. До зрителя я хотел донести, главным образом, сам фильм. Это ведь и есть задача режиссера. А зритель уже сам решит, что из него вынести. — Как зародилась идея фильма? — Еще будучи «киношкольником», мы с моим соавтором Марией Кульпиной придумали небольшой сценарий, минут на пять, о группе ребят, которые смотрели фильм в любительском киноклубе, где после очередного сеанса происходит убийство. Я хотел предложить его в качестве нашей выпускной работы в рамках «Кинокурса». Но снимать решили по другому сценарию, поэтому после первого же «Уровня шума» я предложил своим коллегам снять по нему фильм для следующего, июньского, фестиваля. Два месяца мучительного препродакшена пару раз заставляли задуматься над тем, что уже можно было бы снять фильм про то, как я пытаюсь снять фильм. А неудачный первый съемочный день привел к тому, что я смонтировал из отснятого материала шуточный фейк-трейлер будущего фильма «Ш6сть». Организатору «Уровня шума» и проекта «Кинокурс», молодому режиссеру Тихону Макарову ролик понравился, он позвонил и предложил всерьез задуматься о съемках фильма. Наш разговор так воодушевил меня, что мы с Машей сели и за пару часов написали сценарий «Камеры и желания». Да, моя девушка является соавтором, несмотря на то, что мое тщеславие не позволило мне вписать ее имя в титры. — С какими трудностями пришлось столкнуться в процессе работы? — Без труда, как говорится, не снимешь и «кина». Большинство проблем, которые возникали в ходе создания фильма, можно увидеть в самом фильме. Он почти автобиографический — с воссозданием сцен непрофессиональными актерами. Ну, кроме Сергея Руденко и Максима Клушина — они профи в своем деле. — Победа стала для вас неожиданностью? — Сказать, что все было неожиданно — значит слукавить. Конечно, я рассчитывал на нее. Много бессонных ночей я провел в тщетных попытках перестать рассчитывать и попытаться уснуть. Как оказалось, не зря. — Как вы думаете, есть ли у приморского кино будущее? — Будущее есть у всего, что еще только в процессе зарождения. А у приморского кино — тем более.