Эксперт ДВФУ Артем Лукин: о ситуации на Корейском полуострове

14 апреля 2017

Подготовила Анастасия Печенкина,
пресс-служба ДВФУ

Ситуация на Корейском полуострове превратилась в один из главных рисков для региональной и глобальной безопасности. При этом эксперты все чаще говорят о вероятности военно-силового сценария. О том, как могут развиваться события в ближайшее время, рассказал Артем Лукин — кандидат политических наук, доцент кафедры международных отношений Восточного института — Школы региональных и международных отношений Дальневосточного федерального университета (ДВФУ).


— Артем Леонидович, в чем причины кризиса на Корейском полуострове?

— Корейская Народно-Демократическая Республика в последнее время заметно активизировала усилия по созданию ядерного и ракетного военного потенциала. Это выразилось, прежде всего, в проведении двух ядерных испытаний (в январе и сентябре 2016 года) и многочисленных запусках баллистических ракет различных типов. Северокорейский режим во главе с династией Кимов рассматривает наличие ядерного и ракетного арсенала как единственную надежную гарантию того, что его не постигнет судьба Ирака или Ливии. Такую позицию отчасти можно понять, поскольку сами американцы неоднократно заявляли о необходимости «смены режима» в Пхеньяне, а президент Джордж Буш-младший в 2002 году причислил КНДР к так называемой «оси зла» (наряду с Ираком и Ираном). США отказываются вести с КНДР переговоры о заключении мирного договора, который бы заменил соглашение о перемирии, завершившее (вернее, поставившее «на паузу») в 1953 году кровавую Корейскую войну. Пхеньян опасается, что США и их союзник Южная Корея только ждут удобного момента, чтобы уничтожить КНДР. Эти страхи подхлестываются регулярно проводимыми американо-южнокорейскими военными учениями, на которых, в том числе, отрабатывается вторжение на Север и «обезглавливающие» удары по руководству КНДР.

— Какова политика нового президента Америки в отношении Северной Кореи?

— Администрация Трампа провозгласила, что рассматривает Северную Корею как наиболее актуальную угрозу для национальной безопасности США. Если раньше американцы воспринимали КНДР, скорее, как повод для насмешек, то теперь они уже воспринимают ее абсолютно всерьез. Вашингтон беспокоит, скорее, даже не перспектива появления очередного ядерного государства (в конце концов, американцы в свое время смирились с ядерным статусом Израиля, Индии и Пакистана), а то, что Северная Корея может сравнительно скоро, возможно уже к концу первого срока Трампа, создать межконтинентальную баллистическую ракету с ядерной боеголовкой, которая будет способна достать территорию США.

В качестве основного инструмента решения северокорейской проблемы Вашингтон рассматривает усиление санкционной блокады КНДР. В отношении Пхеньяна действует множество санкций, как принятых по решению Совета Безопасности ООН, так и введенные США и их союзниками в одностороннем порядке. Северная Корея сегодня, несомненно, держит пальму первенство по количеству и масштабу применяемых против нее экономических санкций. Однако пока они не оказали никакого эффекта и не заставили Пхеньян свернуть свою ракетно-ядерную программу. Скорее наоборот. Однако американцы считают, что санкции нужно ужесточить. Это можно сделать только с помощью Китая. Именно Китай является главным торговым партнером КНДР (на него приходится от 70 до 90% всего экспорта и импорта Северной Кореи, в том числе практически все поставки нефти и продовольствия). Вашингтон требует от Пекина оборвать экономические связи с КНДР и таким образом поставить ее на колени. Именно этого, судя по всему, добивался Трамп во время своей первой встречи с лидером КНР Си Цзиньпинем, состоявшейся недавно во Флориде.

Однако Китай вряд ли пойдет на введение блокады в отношении Северной Кореи. Между двумя странами существуют тесные исторические связи, скрепленные союзническим договором от 1961 года (кстати, КНДР является единственным официальным союзником Китая). В Пекине полагают, что экономическое удушение КНДР может привести к падению правящего режима и хаосу с непредсказуемыми последствиями, в том числе спровоцировать миллионные потоки беженцев, которые хлынут через общую границу в северо-восточные районы Китая. И, пожалуй, самое главное — Китай опасается, что коллапс режима в КНДР повлечет за собой аннексию Севера младшим союзником США — Южной Кореей. А это значит, что уже не только юг Кореи, но и весь Корейский полуостров окажется под контролем американцев. Пока Китай видит в Америке своего главного стратегического соперника, Пекин едва ли будет готов «сдать» Северную Корею, важную клетку на геополитической шахматной доске. С каким бы раздражением китайские лидеры не относились к КНДР, она им будет нужна еще долго — по крайней мере, до тех пор, пока между КНР и США сохраняется ситуация взаимного стратегического недоверия.

— Насколько высока вероятность военного конфликта на Корейском полуострове?

— Политика администрации Трампа в отношении Северной Кореи, в сущности, представляет собой продолжение линии президента Обамы, то есть ставка делается на стягивание санкционной удавки. Однако, в отличие от Обамы, нынешние руководители Белого дома приняли более воинственную позу. Они прозрачно намекают, что в случае проведения КНДР дальнейших ядерных и ракетных испытаний, по ней может быть нанесен силовой удар.

Недавняя карательная акция против сирийского режима Асада должна, по мысли Вашингтона, послужить, в том числе, для устрашения северокорейского лидера Ким Чен Ына. Ту же цель преследует отправка к берегам Корейского полуострова ударной группировки во главе с авианосцем «Карл Винсон».

Однако Северная Корея — это не Сирия. В Белом доме и Пентагоне этого не могут не понимать. В отличие от ослабленной многолетней гражданской войны Сирии, КНДР вооружена до зубов, отмобилизована и обладает ядерным арсеналом. Если американцы попытаются нанести удар, то ответным залпом северокорейской артиллерии, даже без применения ядерного оружия, может быть стерт с лица земли Сеул, один из крупнейших мегаполисов мира, в котором, кстати, проживает немало американцев. Северные корейцы наверняка попытаются нанести удар своими ракетами и по американским военным базам на территории Японии. Кроме того, большинство северокорейских стратегических объектов находятся глубоко под землей и уничтожить их не так-то просто, даже если бы американцы знали их точные координаты. Наконец, военная операция против КНДР вряд ли понравится Китаю, что чревато уже риском американо-китайского столкновения. Кстати, Трамп как бизнесмен не может не осознавать, что война в Северо-Восточной Азии, одном из главных центров мировой экономики, спровоцирует кризис, от которого неизбежно пострадают и США. Не думаю, что США готовы принять все эти риски, поэтому полагаю, что атаки на Северную Корею не будет.

Не следует, однако, забывать, что иногда большие войны вспыхивают даже тогда, когда их вроде бы никто реально не желает. Именно так, например, началась Первая Мировая… Так что основания для тревоги действительно есть.