О расширении повестки Восточного экономического форума

30 августа 2019

Заместитель директора Экспертно-аналитического центра Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Дмитрий Шелест.   

Пятый Восточный экономический форум (ВЭФ) проходит с 4 по 6 сентября 2019 года во Владивостоке. За период с 2015 года Форум стал знаковым и узнаваемым событием, постепенно изменяясь и трансформируясь вместе с политическими и экономическими процессами в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Декларируемая Президентом Российской Федерации стратегия «поворота на Восток» вполне совпадала со стратегией развития Дальневосточного федерального округа (ДФО). Прежде чем обсуждать, насколько поменялся формат этого мероприятия, следует вспомнить, что в 2012 году во Владивостоке проходил Саммит глав государств-участников Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). По сути, встреча, имеющая экономическую направленность, стала первой серьёзной заявкой на принадлежность России не только географически, но и политически к странам Тихоокеанского бассейна.


В дальнейшем, при проведении I Восточного экономического форума в 2015 году, задачи рассматривались в более «приземлённом» аспекте. А именно, очевидная повестка первого ВЭФа – демонстрация возможностей экономики Дальнего Востока России для потенциальных инвесторов. Демонстрация удалась. Объём сделок в общую сумму 1,3 трлн. рублей показал, что выбрано верное направление и определена дополнительная площадка для диалога бизнеса, как российского, так и зарубежного, региональных властей и федерального центра.


II ВЭФ в 2016 году ознаменовался не только общей суммой контрактов в 1,85 трлн. рублей, но и визитом Премьер-министра Японии Синдзо Абэ и Президента Республики Корея Пак Кын Хе. Страна восходящего солнца была представлена самой большой делегацией и одновременно участвовала в формировании политико-экономической перспективы. Это, прежде всего, предложение Синдзо Абэ о создании во Владивостоке условных ворот между Европой и Азией. В свою очередь Пак Кын Хе оценил «новую восточную политику» Москвы, направленную на сотрудничество с государствами АТР и развитию дальневосточных регионов РФ. Было достаточно очевидно, что повестка пусть и значительного в масштабах ДФО бизнес-форума переросла свои масштабы. ВЭФ должен был расширяться не только с количеством участников, но и в качественном плане. Вполне естественно, что Юрий Трутнев по завершении Форума отметил, что третий ВЭФ должен быть другим.



III Восточный экономический форум проходил под девизом «Дальний Восток: создавая новую реальность». К главе российского государства на III ВЭФ присоединились его коллеги из Японии (Премьер-министр Синдзо Абэ), Республики Корея (Президент Мун Чжэ Ин) и Монголии (Президент Халтмаагийн Баттулга), а также вице-премьер Госсовета Китайской Народной Республики (КНР) Ван Ян. Сообщено о конкретных соглашениях на сумму 2,5 трлн. рублей и увеличению инвестиционной составляющей со стороны Китая и Японии. Также на Форуме помимо глав государств были министры Индии, Корейской Народно-Демократической Республики, Монголии, Республики Корея и Японии, участвовали в работе ВЭФа-2017 главы дипломатических представительств Аргентины, Бруней-Даруссалама, Индии, Ирана, Китая, Монголии, Республики Корея, Филиппин, ЮАР и Японии.

Таким образом, третье мероприятие обсуждаемого формата стало уже площадкой не только реализации деловой активности, но и определённой точкой реализации политических устремлений России. Самое очевидное – переговоры о заключении мирного договора между Москвой и Токио. Увеличился объём дискуссионных площадок, на которых обсуждались уже не только аспекты экономической жизни в АТР, но и политическая проблематика. Одновременно с этим Владимир Путин в своём выступлении на ВЭФе уделил значительное внимание качеству жизни на Дальнем Востоке. По словам Президента России, комплексное развитие дальневосточных регионов направлено, в том числе, на формирование новой среды для благоприятного проживания граждан РФ в Тихоокеанской России.



IV ВЭФ 2018 года ознаменовался подписанием соглашений в экономической сфере более чем на 3,1 трлн. рублей, побив достижения предыдущих мероприятий. Были заключены наиболее крупные контракты в области энергетики, горнодобывающей промышленности, сельского хозяйства и в других направлениях хозяйственной деятельности. Вместе с этим на сессиях IV ВЭФа во многом затрагивались вопросы глобального развития, геополитической стабильности, гуманитарных аспектов взаимодействия в АТР и иная тематика неэкономического характера. В свою очередь дискуссии на тему экономического развития увязывались с социальной и политической составляющей, а сама экономика всё чаще рассматривалась как политэкономия, то есть комплекс хозяйственной деятельности, внутренней социальной структуры и международных отношений государственных и негосударственных субъектов.


На Форуме Президент России, В. В. Путин провёл заседание Президиума Госсовета, где обсуждалась необходимость опережающего развития Дальневосточного федерального округа Российской Федерации. Успешно прошла встреча руководителя Российской Федерации с Председателем КНР Си Цзиньпинем, названным прессой главным гостем IV ВЭФ. Также Владимир Путин участвовал в переговорах с Премьер-министром Японии Синдзо Абэ, результатом которой стало подписание двустороннего соглашения о взаимодействие в различных областях экономики и культуры. Отдельно проходили переговоры и с лидерами Монголии (Халтмаагийном Баттулга) и Южной Кореи (Ли Нак Ён). На пленарном заседании «Дальний Восток: расширяя границы возможностей», в котором участвовали все упомянутые главы государств, региональное сотрудничество обсуждалось в общей концепции развития всех стран Тихоокеанского бассейна. В свою очередь Си Цзиньпин в своём выступлении увязал развитие российского Дальнего Востока с необходимостью создания общего безопасного пространства как в Северо-Восточной Азии, так и на всём пространстве Евразии и Тихого океана.


Программа V Восточного экономического форума не уступает по глобальности расписанию предыдущего мероприятия. Приглашение Премьер-министра Индии Нарендры Моди придаёт новый смысл ВЭФу уже не как отдельному мероприятию, а как инструменту, составляющему внешнюю политику России. И когда российский лидер, Владимир Путин говорит: «Россия – крупнейшая евразийская держава, заинтересованная в развитии АТР», это предполагает определённое видение целей, движение к которым определяется и следующим десятилетием.

По мнению многих зарубежных наблюдателей России для того, чтобы оставаться глобальным игроком, необходимо присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому состояние региона и присутствие в нём РФ критически важно для Москвы. Как выразился специалист по России австралийского Russian/NIS Center Бобо Ло: «В своё время «западноцентризм» Москвы наткнулся на предательство, недоверие и манипулирование международными нормами» со стороны европейских и американских партнёров. Естественно, что такое состояние дел только ускорило перефокусировку в восточном направлении.

Одновременно пространство Восточной Азии становиться тем вектором, где всё предрасполагает к российской активности. Расширение и реализация энергетических проектов, интерес к российским системам вооружения и военной техники: всё это реализуется уже сегодня. Действующие и, в большей степени, будущие совместные инвестиционные проекты в освоении российского Дальнего Востока становится ближайшей перспективой. Очевидны возможности реализации совместных образовательных проектов в АТР, естественно при участии Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Шаги в сфере безопасности при сотрудничестве с государствами региона – это реальная перспектива третьего десятилетия в текущем столетии. Для России главное – поступательность в обозначенном направлении и демонстрация пропорционального интереса, как к дальневосточным регионам, так и к партнёрам по АТР со стороны федерального центра.

Несмотря на имеющиеся недоработки в «восточном направлении» в целом, результаты всех Восточных экономических форумов впечатляют. Это и продвижение российской экономики как перспективного партнёра «азиатских тигров», и формирование максимально близких отношений с Пекином (возможно за весь 70-ти летний период отношений). Одновременно, вывод на новый уровень отношений с Вьетнамом, Индией, государствами Корейского полуострова и Японией. Укрепление связей с Индонезией, Малайзией, Сингапуром и Филиппинами. Всё это вместе позволяет формировать более гибкую внешнеполитическую стратегию и ожидать дополнительную поддержку России в таких далёких от АТР сферах как деэскалация напряжённости в Сирии, процессы взаимодействия в Средней Азии и освоение Арктики.