О международной составляющей Послания Президента России
![]() |
Заместитель директора Экспертно-аналитического центра Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Дмитрий Шелест. |
Соответственно, следует отметить ряд аспектов, которые не то чтобы остались за кадром, сколько не обсуждались широко общественностью и экспертами.
Первое. На сегодняшний день можно утверждать, что новейшая российская внешняя политика формируется достаточно последовательно и планомерно. В этом отношении увязывание февральского выступления 2019 года и послания 2018 года выглядит правильным, но явно недостаточным. По сути, Путин окончательно утвердил суверенность России на международной арене, о которой он декларативно заявил в Мюнхенской речи в 2007 году. Тогда впервые комплексно и ясно для мировой элиты были доведены тезисы, которые Москва отстаивала все последующие годы.
Прежде всего, было отказано в существовании модели однополярного мира под протекторатом Соединённых Штатов Америки. Президент России напомнил о постоянном продвижении НАТО к российским границам. Отметил диспаритет в экономике развивающихся и развитых государств, который сознательно усиливается манипуляциями со стороны стран Запада. Подчеркнул необходимость применения военной силы только в рамках Устава ООН. Естественно, что Владимир Путин указал на право России, страны с тысячелетней историей, формировать свою политику. В свою очередь все пункты выступления были подвергнуты жёсткой критике со стороны представителей стран-членов Североатлантического альянса и в лучших традициях Джорджа Оруэлла названы призывом к холодной войне. Практически иллюстрируя фразу из романа «1984»: «война – это мир», речь Президента России была названа «разочаровывающей и бесполезной» со стороны тогдашнего первого секретаря НАТО Шеффера. Но, как бы то ни было, в феврале 2007 года Россия заявила о своём решении формировать международную повестку как самостоятельный игрок, а дальнейшие шаги Москвы в этом направлении продемонстрировали и готовность, и успешность такого подхода.
Второе. На сегодняшний день миропорядок, который подвергся критике со стороны главы российского государства в 2007 году, постепенно остаётся в прошлом. И нежелание Владимира Путина особо распространяться относительно прошлых угроз, пусть даже и существующих в настоящем, говорит о готовности России решить их быстро и навсегда. Но, в большей степени, это говорит о том, что Российская Федерация намерена активно участвовать в изменении конфигурации миросистемы, окончательно сложившейся в прошлом веке. Сегодня российское государство претендует на то, чтобы остаться центром силы в течение всей первой половине XXI столетия.
Были названы и иные центры силы, которые представляют интерес для Москвы. Прежде всего – это Китай, с которым сформировано партнёрство, имеющее перспективы дальнейшего развития. Индия, которая становится глобальной державой и расширяет своё присутствие в мире. Наконец, Япония – государство, с которым на сегодняшний день у России существуют разрешимые противоречия при том, что Токио ясно видит преимущества сотрудничества с РФ. В этом же ключе следует рассматривать выстраивание дружеских отношений с Евросоюзом. Для реализации подобного сценария требуется компромисс между Нью-Дели и Пекином, а также отстаивание субъектности в международном пространстве Брюсселем и Токио. И, если упомянутые государства смогут найти общий язык друг с другом, а Москва улучшит отношения с Евросоюзом, то в этом случае можно будет говорить не только о перестройке мировой системы, но и новом пути человеческой цивилизации. Что в свою очередь несёт новые угрозы и выводы, но на совершенно ином уровне.
И, наконец, третье. То, что прозвучало как неочевидное. Соединённые Штаты в их нынешнем виде исключаются из повестки дня ближайшего будущего. Речь, конечно, не идёт о полной утрате могущества этой державы или внесением в «чёрный список». Экономическая, военная и политическая составляющая США остаются значимыми по крайней мере ещё на 20-е годы текущего века. Тем не менее, глобальный подход Вашингтона, как это не парадоксально звучит, становится всё более провинциальным. Американский истеблишмент день за днём, год за годом накапливал историю ошибок, которые словно генетические мутации, уродуют великое государство. Условный вывод США с орбиты ближайшего будущего – это скорее фиксация неготовности Вашингтона формировать новую повестку дня без давления и насилия на мировое сообщество. Очевидно поэтому Президент РФ даже с некоторым раздражением упоминал и об угрозах военного характера для России, и о нелепом в своей демонстративности выходе из Договора по РСМД: подобные подходы более уместны даже не для прошлого, а для позапрошлого века.
Таким образом, относительно международной повестки, Владимир Путин фактически высказал следующее: «Оставьте нас в покое, если вы не в состоянии позаботится о грядущем, мы будем строить наше будущее, в соответствии с нашим видением». В свою очередь встраивание в новый мировой порядок России предполагает взаимосвязь стратегии в международных отношениях и внутренней политики, а гармонизация этих составляющих и предполагает успех в меняющемся мире.