Потенциал российско-белорусского сотрудничества и возможности для Дальнего Востока

15 апреля 2022

Кандидат политических наук, доцент департамента социальных наук Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ, заместитель директора Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ Кирилл Колесниченко.

На современном этапе потенциал российско-белорусского сотрудничества во всех сферах реализован далеко не в полной мере, что создает хорошие возможности для российского Дальнего Востока с точки зрения использования этого ресурса для решения задач социально-экономического развития региона.

В современной внешнеполитической ситуации России потребуется комплекс мер, позволяющих максимально эффективно минимизировать воздействие политико-экономического характера извне, и обеспечение продовольственной безопасности играет в этом важнейшую роль, в особенности для Дальнего Востока.

Если вспомнить историю, сегодняшнее положение дел не будет казаться особенным: в схожей ситуации советский Дальний Восток находился и в 1930-е годы. С конца XIX века до конца 1920-х годов значительная часть продовольствия для Дальнего Востока закупалась на внешних рынках — от Китая, Японии и Монголии до США и Канады. Ухудшение внешнеполитической ситуации в Тихоокеанском регионе, включая обострение борьбы ведущих мировых держав, превратило этот источник продовольствия в крайне ненадежный, зависимый не только от ситуации на рынке, но и от политической воли страны-поставщика.

Перед советским руководством возникла очень непростая задача обеспечения Дальнего Востока продовольствием. На протяжении 1930-х годов она решалась за счет завоза продуктов из других регионов страны — от Казахстана и Поволжья до Сибири и Урала. В случае войны поставки были бы вряд ли возможны из-за низкой пропускной способности железных дорог и их загруженности воинскими перевозками, поэтому параллельно принимался целый комплекс мер, направленных на достижение продовольственной самодостаточности Дальнего Востока. Так, в 1930-е годы были созданы производственная и промышленная базы, система подготовки кадров, инфраструктура, в том числе культурная и социальная.

В итоге несмотря на то, что решить задачу не удалось, в годы Великой Отечественной войны эти усилия и огромный труд окупились сполна: в 1941–1944 годах Дальний Восток, пусть и по минимальной норме, во многом снабжался за счет своих ресурсов, а также обеспечивал военную группировку в регионе.

Responsive image

Отправка подарков воинам Советской армии, Владивосток, 1943 год, Государственный архив Приморского края

К сожалению, в 1990-е годы уход от советской модели развития сельского хозяйства путем создания крупных производственно-хозяйственных единиц с переходом к фермерскому хозяйству желаемых результатов не дал. Кроме того, развитие сельского хозяйства Дальнего Востока осложняется специфическими условиями региона: климатическими, социально-демографическими, географическими. Таким образом, потенциалу сельского хозяйства Дальнего Востока был нанесен серьезный ущерб.

Белоруссия, экономика которой во многом базируется на сельском хозяйстве и пищевой промышленности, напротив, несмотря на все сложности, сохраняла и развивала этот потенциал. Сегодня белорусский опыт и технологии, квалифицированные кадры, новые модели управления сельским хозяйством позволят Дальнему Востоку быстрее решать задачу обеспечения своей продовольственной безопасности, экономя время, силы и средства.

Отдельный вопрос — использование тракторов и сельскохозяйственной техники белорусского производства в сельском хозяйстве Дальнего Востока. Помимо создания сервисного центра по обслуживанию и ремонту такой техники, перспективным представляется организация производственной площадки для выпуска в регионе техники, отвечающей специфическим условиям Дальнего Востока. Над этим еще предстоит работать белорусским и российским конструкторам и управленцам. Эта же площадка может послужить трамплином для выхода российско-белорусской техники на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), где существует устойчивый спрос на качественную и недорогую сельскохозяйственную технику.

Responsive image

Сельскохозяйственный трактор Belarus-2822.1

Дальний Восток всегда требовал особенной автомобильной и специальной техники: надежной, проходимой, пригодной для эксплуатации в условиях низких температур, поэтому в регионе еще с 60-х годов ХХ века хорошо известны грузовики Минского автомобильного завода и всевозможные машины на их базе. Сегодня они применяются в строительстве, транспортно-логистической сфере, коммунальном хозяйстве и даже туристско-рекреационной отрасли Дальнего Востока.

Responsive image

Грузовики Минского автомобильного завода

Новые подходы к развитию комфортной городской среды, принятые концепции развития крупнейших городов Дальнего Востока предъявляют новые требования к организации общественного транспорта, предусматривая повышенную комфортабельность, экономичность, эксплуатационную надежность автобусов, троллейбусов и трамваев. Машиностроительная отрасль Белоруссии также может предложить здесь комплексные решения для городского, пригородного и междугороднего транспорта, включая разработку на основе базовых версий моделей, адаптированных под требования дальневосточных городов. Не секрет, что ландшафт Владивостока предъявляет особые требования к городским автобусам. Не случайно в 1980-е годы на городских маршрутах Владивостока преимущественно работали мощные автобусы «Икарус» венгерского производства, тогда как отечественные автобусы ЛиАЗ и ЛАЗ для этого не подходили.

Responsive image

Здание главпочтамта и центрального телеграфа, Владивосток. Иллюстрации к книге В. Маркова, 1988 г.

Еще одна сфера сотрудничества — военно-техническая. В соответствии со стратегическими целями советского руководства на территории Белоруссии был создан мощный комплекс предприятий, выпускавших и ремонтировавших продукцию оборонного значения. К этому ресурсу руководство страны в 1990-е годы также относилось достаточно бережно. На сегодняшний день номенклатура В и ВТ продукции, производимой в Белоруссии, носит ограниченный характер, но по ряду секторов имеет огромное значение. Так, все отечественные пусковые установки баллистических и оперативно-тактических ракетных комплексов «Тополь-М», «Ярс», «Искандер», «Бастион», инженерные машины выполнены на шасси разработки и производства Минского завода колесных тягачей, и российской альтернативы им пока не создано.

Белоруссия преуспела в получении зарубежных контрактов на модернизацию бронетанковой и автомобильной техники, средств противовоздушной обороны и авиационной техники советской разработки. На Дальнем Востоке также находится целый ряд предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК), включая заводы по производству боевых самолетов и вертолетов, судостроительные заводы и ряд других.

Современный рынок вооружений представляет собой динамичную, сложную многоуровневую систему с высочайшим уровнем конкурентной борьбы, требующую от потенциальных поставщиков продукции военного назначения быстрых и нестандартных решений. В ряде государств АТР (КНР, Индия, Вьетнам, Монголия, Мьянма, Лаос) на сегодняшний день состоит на вооружении большое количество такого вооружения и военной техники. Здесь также возможно вхождение ВПК Белоруссии в консорциум с российскими предприятиями, включая предприятия российского Дальнего Востока, на рынки АТР.

Весьма благоприятно выглядит ситуация в сфере развития туристско-рекреационного потенциала Дальнего Востока. Привлечение большего количества туристов из Белоруссии могло бы частично компенсировать потери отрасли Дальнего Востока из-за пандемии и текущих ограничений на посещение зарубежных стран для российских туристов. При этом стимулировать наращивание туристических потоков можно за счет внедрения российско-белорусской программы частичной компенсации расходов.

Также Белоруссия может быть полезна российскому Дальнему Востоку с точки зрения привлечения квалифицированных кадров если не на постоянное место жительства, то хотя бы на длительные трудовые контракты. Здесь возможны различные варианты стимулирования, включая присоединение Белоруссии к программам социально-экономического развития Дальнего Востока, например включение граждан Белоруссии в госпрограмму «Дальневосточный гектар».

Безусловно, важными направлениями взаимодействия как на сегодняшний день, так и в долгосрочной перспективе можно назвать сферы образования, науки и культуры. О них было уже многое сказано, приняты решения. В настоящее время программы развиваются и имеют хорошую динамику.

Таким образом, российско-белорусское сотрудничество выходит на очередной качественно новый этап, и Дальний Восток имеет все шансы получить дополнительные ресурсы для своего развития.