Как дальневосточных школьников готовят к высшему образованию

8 июля 2017

Indicator.Ru

Каким образом дальневосточные школы стараются удержать талантливых детей, что для этого делают бизнесмены, учителя, родители и вузы, Indicator.Ru рассказала Елена Харисова, заместитель проректора по учебной и воспитательной работе Дальневосточного федерального университета (ДВФУ).

Responsive image

— Елена Владимировна, как в целом на Дальнем Востоке обстоят дела со школьным образованием? Много ли детей уезжает после окончания школы?

— На Дальнем Востоке, как в целом и в большинстве субъектов страны, школьное образование переживает не самые простые времена. По данным аналитиков Высшей школы экономики (ВШЭ) в России качество школьного образования в разных регионах сильно различается. В центральной полосе России мы наблюдаем высокие результаты в показателях сдачи ЕГЭ, но уже на Дальнем Востоке результаты ЕГЭ оставляют желать лучшего. Одна из причин такого разброса — неравенство ресурсов: кадровых, инфраструктурных и материально-технических. Но в нашем крае много талантливых школьников, с ними необходимо выстраивать направленную, точечную работу, которая будет раскрывать и в полной мере поддерживать их таланты.

Мы как федеральный университет, обладающий кадровыми, инфраструктурными, научно-методическим ресурсами, ставим своей целью поддержать систему школьного образования на Дальнем Востоке и талантливых детей и учителей Приморья. Начали с азов, с математики, провели первую Тихоокеанскую математическую школу. На нее мы пригласили школьников, которые показали высокие результаты в муниципальном туре всероссийской олимпиады по математике, и учителей, воспитанники которых показывают лучшие результаты ЕГЭ. Мы ничего нового здесь не придумали — взяли хорошо зарекомендовавшие себя методики и технологии, которые известны еще с 60-х годов, предложили школьникам хитрые задачи, одну неделю времени с перерывом на обед и сон и познакомили их с лучшими преподавателями математики на Дальнем Востоке.

Responsive image

На Дальнем Востоке очень остро стоит проблема «вымывания» талантов из региона, дети просто уезжают поступать в центральную часть России и за рубеж. Если выпускник школы показал высокие результаты ЕГЭ, то он, скорее всего, покидает регион. А если ты уехал в школьном возрасте, то вероятность вернуться в родной край сильно снижается.

Поэтому ДВФУ берет на себя задачу сделать так, чтобы дети на Дальнем Востоке и, в частности, в Приморье, оставались. Для того, чтобы предложить конкурентные условия сильным выпускникам школ, мы перестраиваем наши образовательные программы в соответствии с потребностями экономики региона, налаживаем сотрудничество университета с компаниями. Реализация и развитие потенциала талантливых школьников включает в себя и их участие в научной, исследовательской и проектной работе совместно со студентами и преподавателями нашего университета. Видим большой ресурс и необходимость в развитии математического образования в крае. С этой целью мы, например, сейчас подали заявку на конкурс по созданию научно-образовательного математического центра на базе нашего вуза. Мы видим, что рядом с нами Сингапурский университет, Пекинский университет и другие сильные вузы. Если мы сами не создадим аналогичный центр, то сможем проиграть в научно-технологическом развитии страны.

Математическая программа — это первый наш шаг, также мы будем создавать программы по физике, по биологии, по химии, по информатике, по иностранным языкам. Мы считаем, что это может стать устойчивой платформой, на которой можно будет дальше строить систему образования на Дальнем Востоке.

Responsive image

— Не боитесь, что вы сейчас одаренных детей подтянете, а они все равно будут поступать на Запад или в тот же Китай, Сингапур?

— У нас нет таких опасений потому, что мы хотим построить всю профессиональную траекторию для детей сразу до работодателей. Условно мы начинаем работу со школьниками уже с седьмого класса: они становятся активными участниками наших программ, мы мотивируем их на поступление в университет, где мы можем предложить индивидуальную образовательную программу обучения. Индивидуальные образовательные траектории строятся совместно с работодателями региона. Мы будем детям уже в школе предлагать разные варианты их карьерного развития. Они должны будут видеть весь этот путь и понимать, для чего они здесь, в этом крае.

— Но часто бывает так, что ребенок не сам решает, куда он будет поступать. Часто решение остается за родителями.

— Да. Мы работаем с детьми и видим, что они не хотят отрываться от дома, они любят свой край и море, рядом с которым они живут. На поступлении в зарубежные вузы, как правило, настаивают родители, так как знают всю экономическую ситуацию в регионе, и в их в памяти остался след о сложных временах в 90-е. Они сами пережили кризис и, желая лучшей жизни своим детям, стараются их отправить в хорошие вузы страны. В этом случае родители должны быть уверены в том, что ребенок получит хорошее образование и найдет свое применение в родном регионе. Поэтому нужно работать с родительской аудиторией: мы должны им показать, что их ребенок, если останется здесь, получит больше бонусов. Сложно сделать так, чтобы школьник, набравший 300 баллов на трех ЕГЭ, поступил в ДВФУ, а не в Московский госуниверситет (МГУ).

Здесь может помочь разговор с родителями. Мы говорим, что будет выстроена индивидуальная траектория развития ребенка, она будет построена с конкретными компаниями, в том числе с компаниями стран АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона, — прим. Indicator.Ru). Мы даем подробную информацию о совместных исследованиях и образовательных программах с Японией, Китаем и другими странами. Известно, что технологические компании развиваются как раз в странах АТР, и ребенок, и его родители могут захотеть закончить бакалавриат в МГУ, получить там основательную теоретическую базу, а в магистратуру он может поступить в ДВФУ и получит отличный практический опыт в совместных исследованиях и наших программах со странами АТР. Но, конечно, это пока очень точечная работа.

Responsive image

— А работодатели вообще готовы на такое сотрудничество, работу со школьниками?

— Дальневосточный регион стремительно развивается. Расширяется список крупных компаний и инвесторов, которые заходят в регион. Всем нужны кадры, особенный спрос на таланты. С Центральной полосы России всех не перевезешь, и это неправильно, в регионе нужно выращивать свой кадровый резерв. Поэтому работодатели к нам уже приходят с конкретным запросом: какое нужно количество управляющего персонала, какое — инженеров, рабочих и топ-менеджеров.

— А российский бизнес заинтересован в сотрудничестве?

— Да, университет очень плотно общается с крупнейшими российскими компаниями. В следующем году мы запускаем на уровне бакалавриата около 30 модулей совместно с лидерами индустрий: Сибуром, Роснефтью, КНАУФ и т. д. Взаимодействие с бизнесом идет не только в рамках образовательных программ. В этом году мы совместно с Сибуром проработали схему, когда студенты, еще учась на третьем-четвертом курсах, проходят собеседования в компании. Шести выпускникам по итогам собеседований предложили работу. С шестью студентами, которые в следующем году идут на четвертый курс, Сибур заключает договоры целевого обучения. Таким образом, компания целенаправленно участвует в формировании своих кадров. Эти студенты будут обучаться по индивидуальному учебному плану, пройдут преддипломную практику в компании.

— Вы сказали об индивидуальной траектории обучения студента в вузе. Как она будет реализована?

— В виде проектной деятельности. Мы даем только направление, а тему проектов, задачу студенты определяют себе сами. В рамках дисциплин проектной деятельности заложены часы под самостоятельное освоение студентами дефицитных знаний для решения проектной задачи за счет консультаций с экспертами, онлайн-курсов и т. д. Также мы в этом году увеличили доли выборных дисциплин и внеучебной деятельности в рамках освоения программ бакалавриата и магистратуры.

Responsive image

— Давайте вернемся к школам. У меня два вопроса. Первый — будете ли вы уделять внимание дополнительному образованию учителей? Тем, кто работает сейчас, возможно, будет непросто перейти на новую схему работы. Второй — вы говорите, что хотите брать детей в седьмом классе и вести их вплоть до окончания университета. Может ли ребенок в 13-14 лет определиться, чем он хочет заниматься в жизни? Многие не знают этого, получив высшее образование.

— Университет может по-разному взаимодействовать со школой: может, например, просто «потреблять» ребят, которые способны в университет поступить. Школьный учитель — это человек творческого ума, и он заинтересован в том, чтобы общаться с другими творческими содержательными коллегами. Когда университет заходит в школу с активной позицией, он, как правило, получает положительную связь. Мы предлагаем университету играть роль некоего интеллектуального центра, который может учителей «питать» и «содержать». То есть учителя здесь, в университете, будут проходить повышение квалификации, осваивать новые методики.

— Есть уже какой-то опыт работы с педагогами?

— Мы уже получали отклики от учителей. Они все говорят: нам нужно что-то новое, что поможет эффективно работать с современными детьми. Они же чувствуют, что те методы и технологии, которые сейчас применяются в школе, уже не действуют на современное поколение. И они, чувствуя некоторую некомпетентность в ряде вопросов, обращаются к инноваторам, к профессионалам, говоря: слушайте, есть ли что-нибудь такое готовое, что можно уже применять?

Мы предлагаем учителям готовые решения и технологии, апробированные и хорошо зарекомендовавшие себя на практике. В сентябре 2018 года планируем открыть при университете Дальневосточный лицей — школу для одаренных детей. Школа станет современным ресурсным центром по работе с талантливыми детьми в рамках основного общего и дополнительного образования. Планируем работать с учителями Приморского края, обучая современным методам и технологиям в преподавании. Образовательная программа школы будет строиться на индивидуальном подходе к каждому ученику, будет носить междисциплинарный характер, включая проектные формы обучения.

С седьмого по девятый класс будет специальная программа, выстроенная иначе, нежели программа десятого и одиннадцатого классов. Она не будет определена жесткой рамкой, но в проектном подходе уже заложены ранние профессиональные пробы, для того чтобы ребенок уже к девятому классу определился со своим профильным предпочтением.