ДВФУ — европейский университет в АТР с интернациональной средой

3 сентября 2018

Журнал «Окно в АТР», №27

С момента учреждения в 2010 году ДВФУ значительно укрепил свои позиции в международных рейтингах. Он привлекает внимание широким спектром предлагаемых направлений подготовки специалистов, в том числе на английском языке, уникальным культурно-историческим обликом, а также активным участием в международных форумах, конференциях. Здесь лучший в России университетский кампус. Иными словами, это европейский вуз, расположенный в АТР, ориентированный на создание интернациональной среды, комфортной для студентов. С ростом присутствия России в этом регионе растет и интерес к ДВФУ и его образовательным возможностям. О них рассказала в беседе с корреспондентом журнала «Окно в АТР» Виктория Панова — проректор ДВФУ по международным отношениям.

Responsive image

— Дальневосточный федеральный университет ведет свою историю с 1899 года. А с какого времени там начали учиться иностранные студенты?

— С момента своего основания в 1899 году Восточный институт был ориентирован, прежде всего, на исследование стран Востока, изучение их языков и культур, обеспечение международного сотрудничества и расширение связей с сопредельными странами региона. Одновременно с этим Восточный институт играл роль важнейшего центра образования, а также русского языка и культуры на Тихом океане, решая, в том числе, и задачу образования местного населения — то, что сейчас принято называть развитием человеческого капитала. Можно сказать, что цели развития, связанные с интернационализацией и встраиванием в международное образовательное сообщество, стояли перед университетом изначально — с момента основания. Однако говорить об иностранных студентах, специально приезжающих во Владивосток для обучения, в данный временной период не приходилось, ввиду опять же весьма специализированной ориентации и целей тогдашнего образования в Восточном институте.

После событий 1917 года и вплоть до Великой Отечественной войны количество иностранцев во Владивостоке существенно сократилось. А с 1952 года в городе вовсе был введен специальный режим, запрещающий нахождение на его территории иностранных граждан. Режим закрытого порта сохранял действие вплоть до 1991 года. Однако, несмотря на это, начиная с 1960 года, происходило стремительное развитие высшего образования в Приморском крае: открывались новые факультеты, институты и научно-исследовательские подразделения, создавались лаборатории и ведущие научно-педагогические школы, заложившие фундамент для крупных региональных университетов, на основе которых позже был образован ДВФУ.

Первые шаги по интернационализации российского образования владивостокские вузы начали предпринимать лишь к концу 1980-х годов после ряда послаблений в отношении сотрудничества с иностранными организациями. Меморандумы об обмене студентами и соглашения о взаимодействии в научно-исследовательской сфере были заключены в 1988-1989 годах с университетами США. С начала 1990-х годов началось активное сотрудничество с университетами и научными учреждениями из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, ключевыми среди которых на начальном этапе стали соседние Китай, Республика Корея и Япония. На данный момент партнерами ДВФУ являются более 220 учебных заведений, представляющих 38 стран мира. 

Responsive image

— Если сравнивать дореволюционный, советский и настоящий период, какие тенденции и изменения в сфере обучения иностранцев в вашем университете можно отметить?

— Ввиду того, что первые иностранные студенты появились в университетах-предшественниках ДВФУ только в 1990-е годы, говорить о неких тенденциях и изменениях в обозначенные периоды не приходится. Однако можно сказать, что качественные изменения в части рекрутинга и обучения иностранных студентов произошли после создания в 2010 году Дальневосточного федерального университета, который объединил ресурсы и опыт четырех университетов.

Помимо лучшего в России университетского кампуса, стремительному увеличению количества иностранных студентов, а также качеству их обучения в ДВФУ способствует обновленная стратегия интернационализации образования. Она включает создание новых образовательных программ на английском языке, формирование англоязычной среды, а также открытие передовых научных лаборатории и центров инноваций. Иностранные студенты, таким образом, тратят все меньше времени на адаптацию, быстрее включаются в учебный процесс и, что более важно, начинают заниматься научной и общественной деятельностью.

Социализации иностранных студентов, в том числе, способствует работа студенческих объединений — например, Ассоциации российских и иностранных студентов ДВФУ. В университете регулярно проходят мероприятия, ориентированные на развитие культурных обменов и международного диалога. Наиболее крупным является День межнационального студенческого единства, который проходит ежегодно в ноябре. Другими словами, современная политика ДВФУ в отношении иностранных студентов направлена не только на увеличение контингента обучающихся, но и на то, чтобы они чувствовали себя комфортно, как можно полезнее и продуктивнее проводили время в университете.

Responsive image

Расширению контингента иностранных студентов, безусловно, также способствует активная международная позиция ДВФУ, подкрепленная участием в крупнейших образовательных мероприятиях, выставках, а также организацией значимых мероприятий в кампусе ДВФУ, повышающих международный авторитет и узнаваемость университета. Важную роль в развитии академических обменов играет расширение сети иностранных партнеров, сотрудничество в рамках межуниверситетских ассоциаций и организаций. В ближайшие годы ДВФУ планирует запустить целый ряд англоязычных образовательных продуктов, в том числе совместных сетевых и двудипломных программ магистратуры с иностранными партнерами, а также краткосрочные образовательные программы, ориентированные на иностранных участников. Популярность ежегодных летних и зимних школ для иностранцев — например, «Россия — Дальний Восток» и Ice Mechanics — неуклонно возрастает. 

— На что сегодня обращают главным образом внимание студенты из других стран? Почему они выбирают именно ДВФУ?

При выборе университета современные студенты, как правило, принимают во внимание целый ряд факторов. На современном этапе отправной точкой является оценка показателей университета: положение в рейтингах, насколько университет известен, продуктивен в научно-исследовательском плане, что о нем пишут и говорят в СМИ и интернете.

ДВФУ в этом отношении выглядит очень неплохо. С момента учреждения в 2010 году университет достиг значительных успехов в укреплении своих позиций в международных рейтингах. К настоящему моменту ДВФУ занимает место в диапазоне 541-550 всемирного рейтинга QS, 86 место в рейтинге QS среди университетов стран-участниц БРИКС и 89 — в рейтинге QS «Развивающаяся Европа и Центральная Азия». Помимо этого, ДВФУ достаточно хорошо представлен на различных международных порталах, посвященных международному образованию.  

ДВФУ обращает на себя внимание широким спектром предлагаемых направлений подготовки, развивая, в том числе, программы обучения на английском языке. На сегодняшний день ДВФУ реализует пять англоязычных программ магистратуры и одну программу специалитета. Однако, уже в предстоящем семестре университет планирует запустить целый ряд новых образовательных программ на английском языке, в том числе совместных сетевых и двудипломных программ с иностранными партнерами. Развитию такого рода взаимодействия будет способствовать переход ДВФУ на модульную систему обучения в 2018-2019 учебном году.

Responsive image

— Если сравнивать Дальневосточный федеральный университет с вузами азиатского региона, какие именно преимущества ДВФУ можно отметить?

Главной особенностью ДВФУ, в сравнении с другими азиатскими университетами, является его уникальный культурно-исторический облик, сформировавшийся в соответствии с европейской и советской образовательными традициями, но одновременно с этим связанный с азиатским регионом и испытавший на себе влияние азиатской культуры. Другими словами, ДВФУ — европейский университет, который при этом расположен в АТР и ориентирован на формирование интернациональной образовательной среды, открытой и комфортной для иностранных студентов. Созданию дружественной атмосферы способствует многолетний опыт изучения стран региона, их культуры и языка, а также весьма обширная практика взаимодействия с учреждениями из стран АТР. Именно поэтому многие студенты рассматривают ДВФУ как географически близкий к ним европейский университет, обладающий отличными условиями для жизни и обучения.

С учетом развивающихся связей России со странами АТР, а также увеличивающегося интереса к России и русскому языку в странах Азии,  ДВФУ выступает в качестве ведущего центра русского языка и культуры в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Обучение на программах, связанных с изучением русского языка, является одним из наиболее популярных направлений — с каждым годом ДВФУ принимает все больше студентов, интересующихся Россией.

Responsive image

Другим конкурентным преимуществом ДВФУ является высококлассная конференционная инфраструктура, которой обладает кампус. За последние пять лет ДВФУ стал местом проведения целого ряда значимых международных мероприятий, таких как Саммит АТЭС, Азиатско-Тихоокеанского парламентский форум, Университетский и Молодежный форум по линии сотрудничества России и АСЕАН. Также ДВФУ с 2014 года ежегодно принимает Восточный экономический форум, с 2012 года проводит Конференцию АТЭС по сотрудничеству в области высшего образования. Все это делает университет одним из наиболее значимых и заметных центров международного сотрудничества в АТР.

— Из каких стран в основном приезжают иностранные студенты? Какие специальности у них наиболее популярны?

На сегодняшний день география иностранных студентов ДВФУ составляет 67 стран. К числу иностранных студентов ДВФУ в 2017-2018 учебном году присоединились студенты из Алжира, Бахрейна, Боснии и Герцеговины, Ганы, Демократической республики Конго, Ирана, Кубы, Мали, Непала, Сомали, Хорватии, Чили, Шри-Ланки, Эфиопии, ЮАР. Однако, традиционными лидерами по количеству студентов, обучающихся в ДВФУ, являются Китай, Республика Корея, Вьетнам, а также Узбекистан. В последние годы также значительно увеличился студенческий контингент из Индии и Колумбии.  

Responsive image

К числу наиболее популярных среди иностранных студентов направлений относятся инженерия, лечебное дело, биология, политические науки, экономика и менеджмент. Многие студенты также приезжают, чтобы углубленно изучать русский язык или пройти подготовительные курсы в Центре русского языка и культуры ДВФУ.

В планах ДВФУ — расширение спектра инновационных образовательных продуктов, за счет новых программ в сфере цифровых технологий, кибербезопасности, нейротехнологий, виртуальной и дополненной реальности, искусственного интеллекта и т.д. Подобные программы, тематически устремленные в будущее, в перспективе должны привлекать все большее количество иностранных студентов. Пул таких программ сейчас запускается в созданной в 2018 году Школе цифровой экономики ДВФУ.

— Проводит ли университет работу по презентации своих возможностей в других странах? Насколько там высок интерес к российскому образованию? Что интересует в первую очередь?

Обеспечение высокого уровня узнаваемости и представленности ДВФУ за рубежом является одним из главных элементов стратегии по продвижению университета. Представители ДВФУ ежегодно принимают участие в зарубежных выставочных и конференционных мероприятиях в сфере образования. За 2017-2018 учебный год руководство и эксперты вуза посетили более двадцати международных мероприятий  в десяти странах мира. Благодаря участию в проекте «5-100» мы имеем возможность представлять ДВФУ в рамках крупнейших образовательных выставок, таких как NAFSA: Association of International Educators  и Asia-Pacific Association for International Education (APAIE).

ДВФУ также активно участвует в форумах, конференциях и семинарах под эгидой международных организаций, таких как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Ассоциация университетов Азиатско-Тихоокеанского региона (APRU), Университет Арктики (UArctic), БРИКС. В рамках таких встреч, объединяющих лидеров в области высшего образования, представители ДВФУ регулярно выступают с докладами на актуальные темы в сфере образовательного сотрудничества, параллельно формируя имидж Дальневосточного федерального университета как форпоста российского образования на Дальнем Востоке и одновременно с этим важного участника образовательного сотрудничества в АТР.

Responsive image

Стоит также сказать, что в дополнение к участию в международных мероприятиях, ДВФУ все более активно работает над развитием сети постоянных представительств в ряде стран региона. В 2018 году планируется открытие офиса ДВФУ на базе Токайского университета в японской столице. Вероятно, до конца 2018 года представительства ДВФУ появятся еще в нескольких странах региона.

В целом, на фоне увеличения российского присутствия в АТР, а также сближения России со странами региона, интерес к российскому образованию, а также к научным и образовательным возможностям российских вузов неуклонно возрастает. Особенно это заметно со стороны ключевых партнеров России — Китая, Вьетнама, Республики Корея и Японии. В связи с этим, помимо традиционно высокого интереса к российскому естественнонаучному и инженерному образованию, наблюдается увеличение интереса к образовательным направлениям, связанным с обеспечением развития такого сотрудничества, в частности к экономическим, политологическим и культурологическим направлениям.

Дополнительным стимулом в современных условиях является сравнительно низкая стоимость обучения в России, при высоком качестве российского образования. 

— Сегодня перед российским образованием поставлена довольно амбициозная задача — увеличить число иностранных студентов до 700 тысяч к 2025 году. На Ваш взгляд, насколько реально этого добиться и что для этого нужно делать?

Российское образование обладает чрезвычайно высоким экспортным потенциалом, который на современном этапе реализован лишь частично. Понимая это, отечественные университеты, особенно участники проектов по повышению международной конкурентоспособности, направляют усилия на привлечение как можно большего числа иностранных абитуриентов. Это, безусловно, находит отражение в колоссальном увеличении количества иностранных студентов — сейчас в стране обучается более 250 тысяч иностранных граждан.

С точки зрения ДВФУ, достижение показателя в 700 тысяч иностранных студентов представляется вполне реальным. Российская система образования продолжает реформироваться и совершенствоваться, чтобы соответствовать ожиданиям иностранных граждан, однако основная ответственность в реализации этой задачи, безусловно, лежит на образовательных учреждениях. Важным аспектом привлечения большего количества иностранных студентов является интернационализация образования — создание образовательных продуктов на английском языке, а также формирование адаптированной и удобной университетской среды, эффективных механизмов их вовлечения в научную и общественную жизнь. Одновременно с этим, чтобы выдерживать конкуренцию с иностранными вузами, необходимо ориентироваться на создание уникальных инновационных образовательных продуктов, использующих сильные стороны российских вузов, ориентируясь при этом на запрос со стороны международного образовательного рынка.

Responsive image

ДВФУ осуществляет целый комплекс мер по интернационализации образования и совершенствованию образовательных продуктов, международному продвижению, укреплению репутации и положительного имиджа в регионе. Университет продолжает расширять и наращивать сеть образовательных партнерств, направляя усилия на поиск новых форм международной академической мобильности.

Учитывая продолжающийся рост образовательного рынка АТР, а также богатый опыт в деле взаимодействия с образовательными учреждениями региона, в последние годы ДВФУ выступает в качестве навигатора образовательного сотрудничества университетов-участников «5-100» и ведущих вузов региона. В частности, одной из площадок для развития такого рода взаимодействия выступает международная конференция АТЭС по сотрудничеству в области высшего образования, которая ежегодно проходит на базе ДВФУ и объединяет руководителей ведущих вузов России и АТР, а также представителей образовательных ведомств и экспертов. Предстоящая конференция АТЭС пройдет 11-13 сентября 2018 года в кампусе ДВФУ на о. Русский. Тематика встречи ориентирована на обсуждение вопросов развития образования в цифровую эпоху.