Стандарты WorldSkills как новый подход к оценке практических навыков выпускников
С 28 ноября по 1 декабря в Москве пройдёт финал первого Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) представит команда из 18 студентов и 14 преподавателей-экспертов. С 2017 года ДВФУ стал флагманом международного движения WorldSkills на Дальнем Востоке, провёл первый демонстрационный экзамен и вузовский чемпионат по 11 компетенциям.
О том, как WorldSkills изменяет подход к оценке практических навыков выпускников, в интервью порталу DV Land (спецпроект ТАСС) рассказал директор департамента среднего профессионального образования и развития профессиональных компетенций ДВФУ Михаил Сивцев.
— Расскажите, пожалуйста, о демонстрационных экзаменах WorldSkills. Чем они отличаются от обычных экзаменов или зачетов по той или иной дисциплине?
— В стране стартовал эксперимент по внедрению демонстрационного экзамена в систему итоговой аттестации по стандартам WorldSkills. Демонстрационный экзамен — новый формат оценки навыков студента. В привычном варианте экзаменатор проверяет знание теории, в данном случае — практики.
Приведу пример. Мы принимаем экзамен у поваров. Раньше выпускникам требовалось рассказать, как готовится борщ, теперь им нужно этот борщ сварить. Причём оценивать вкус блюда, его вид, скорость приготовления и даже подачу будут уже не его преподаватели, как было раньше, а приглашённые эксперты, представители профессионального сообщества и педагоги из других образовательных организаций, которые владеют должными компетенциями.
— Что даёт переход на новый формат экзамена?
— В российской системе теория превалирует над практикой. Практические навыки порой даже не проверяются. На выходе мы получаем «кота в мешке»: то ли студент умеет что-то делать, то ли нет. А «четвёрками» и «пятёрками» в дипломе вводим работодателей в заблуждение. Демонстрационный экзамен эту двусмысленность устраняет. Более того, работодатели часто выступают экспертами на демонстрационном экзамене, оценивая навыки выпускников.
Таким образом, удаётся синхронизировать массу процессов в образовании и реальном секторе экономики, вплоть до стандартов на оборудование, и даже видов станков. Ведь если в колледже они одни, а у работодателя — другие, работодатель вынужден переучивать вчерашних выпускников. А это дополнительные временные и финансовые издержки.
— А что дальше? Вы оптимизируете учебный процесс под работодателя?
— Есть два варианта развития событий: либо образовательные учреждения покупают оборудование под работодателя, либо убеждают работодателя, что их оборудование лучше, удобнее, с более высокой производительностью. Так или иначе, процессы и стандарты синхронизируются, а колледжи и вузы выпускают «готовых» специалистов. Экономию на переподготовке владельцы предприятий могут вложить в развитие бизнеса или повышение зарплат персонала.
— Какие студенты сдавали демонстрационные экзамены в 2017 году?
— Во всех 26 пилотных регионах демонстрационный экзамен тестировали на колледжах и техникумах. И только на Дальнем Востоке к эксперименту подключили вузы. 15 студентов Инженерной школы ДВФУ, к примеру, сдавали экзамен по компетенции «Инженерный дизайн CAD».
— Как прошёл экзамен? Насколько я знаю, он длился в течение трёх дней. Не тяжело ли было?
— Действительно, ребята выполняли работу в течение трёх дней. Тяжело ли им было? С одной стороны, да. Это не тот формат, к которому все привыкли. С другой стороны, когда мы спрашивали учащихся, интересно ли им было, большинство отвечало утвердительно. Им было намного интереснее делать какие-то реальные вещи, решать производственные задачи, а не вытягивать билеты и в течение 15 минут рассуждать на заданную тему.
Для нас, в свою очередь, открылись некоторые сложности в проведении экзаменов. В частности, трёхдневный формат не позволяет проводить экзамены в аудиториях, где есть ограничение по материальным ресурсам. Если мы говорим, что 60 студентов должны сдать демонстрационный экзамен по инженерному дизайну, и имеем всего 20 компьютеров, это значит, они будут сдавать его девять дней. Всё это время компьютерный класс, сами учащиеся, преподаватели с утра до вечера будут загружены работой. Это в принципе утомительно. Соответственно, нужно либо увеличивать срок, в течение которого студенты смогут прийти и сдать демонстрационный экзамен, либо докупать оборудование.
— Меняет ли внедрение демонстрационного экзамена подход к подготовке специалистов по программам среднего профессионального образования?
— В поручении Президента РФ есть пункт о внедрении демонстрационного экзамена в систему итоговой аттестации колледжей и техникумов. Фактически, он может заменить квалификационную работу и стать серьёзным драйвером развития профессионального образования в России. Потому что все повара или сварщики, от Владивостока до Калининграда, должны готовиться по единому стандарту. Сегодня это не так.
Допустим, в колледжах Владивостока нет газовой или аргоновой видов сварки. Как преподаватели выходят из ситуации? Дают теорию. А в колледжах Калининграда есть все виды сварки, и студенты на практике знают, как с ними работать. На выходе получается, что разряды у тех и других студентов одинаковые, а набор навыков — разный.
— Но не значит ли это, что теперь учебным заведениям в массовом порядке придётся докупать недостающее оборудование?
— По закону, расходы на подготовку специалистов среднего звена лежат на регионах. Однако бывает, денег на модернизацию материально-технической базы колледжей в местных бюджетах просто нет. В прошлом году Правительство РФ нашло выход из ситуации, закрепив законодательно возможность поощрения предприятий, которые предоставляют свои площадки и оборудование колледжам для отработки практики.
— Кто-то из работодателей уже предоставляет для студентов ДВФУ такие площадки?
— У нас более развит другой опыт взаимодействия с работодателями. Например, завод «Прогресс», гостиница Hyundai и ряд более мелких компаний предоставляют нам экспертов для проведения демонстрационного экзамена. Взаимодействие системы образования с бизнесом выстраивается на уровне специалистов, а не директоров. Условно, есть Михаил из конструкторского бюро, он выступает у нас экспертом. Михаил приходит, оценивает ребят и может кого-то из них пригласить уже на производственную практику в своё бюро, на конкретные участки. Соответственно, и сама практика выстраивается осмысленно, не вслепую.
— Где учитываются результаты демонстрационных экзаменов?
— Студентам выдают сертификат, так называемый Skills-паспорт. В документе указан не только общий балл — результат разбит на модули. Допустим, если это Skills-паспорт повара, работодатель сможет увидеть оценки отдельно за вкусовые качества блюд, за скорость их приготовления, за то, как они выглядят. В общем, в чём специалист силён, а в чём — не совсем.
Это принципиально новый способ оценки навыков. Достаточно много российских (и не только) компаний и бизнес-объединений уже признали демонстрационный экзамен как эффективный инструмент оценки. Мы поэтапно движемся к тому, чтобы с этим сертификатом выпускник мог без проблем трудоустроиться в любом городе мира. Это своеобразный знак качества, ведь оценка на демоэкзамене происходит в соответствии с мировыми стандартами WorldSkills. А WorldSkills — это 78 стран.
Сейчас обсуждается следующая схема: учащиеся колледжей сдают экзамен на последнем курсе, а студенты вузов — после второго курса по базовым компетенциям в обязательном порядке, по всем другим на выбор — после третьего или четвёртого курса.
— Правильно ли я понимаю, что с появлением демонстрационного экзамена курсовые и дипломы никуда не денутся?
— Правильно. Если работодатель предпочитает классическую систему оценки и ему вдруг важна теория, пожалуйста, пусть смотрит диплом. Если же ему больше важны практические навыки выпускника, для этого есть Skills-паспорт.
— Знаю, что с сентября в университете проводят не только экзамены, но ещё и чемпионаты по стандартам WorldSkills. Как эти два направления работы пересекаются?
— На чемпионаты по стандартам WorldSkills могут попасть только лучшие из лучших, это высшая лига. Демонстрационный экзамен — распространение чемпионатных стандартов на всю страну, так называемая массовая подготовка. Мы подготовили студентов на Межвузовский чемпионат, финал которого пройдёт в Москве. Наша цель — победить и по возможности попасть в российскую национальную сборную, которая через два года на Чемпионате мира в Казани будет защищать честь нашей страны. Это отличный инструмент для получения лучших мировых практик, которые потом можно принести в наш университет и поднять общий уровень подготовки студентов.
— На прошедшем Чемпионате мира WorldSkills Abu Dhabi 2019 вице-премьер Правительства РФ Ольга Голодец заявила, что около половины российских колледжей уже перешли на стандарты WorldSkills. Как вы считаете, стоит ли оставшейся половине сделать то же самое?
— Думаю, всем колледжам и вузам, которые заботятся о репутации учебных заведений, не вызывающих сомнений у работодателя, стоит обратить внимание на WorldSkills. Опять же, важна планка. Если наш предел — готовить поваров для придорожных кафе, это одна история. Если мы хотим, чтобы в России появлялось побольше хороших ресторанов, давайте учить ребят так, чтобы они тянули на звёзды Мишлена. Считаю, мы должны равняться на лучшие мировые практики. Но выбор остаётся за каждым.Беседовала Наталья Шолик