Эксперт ДВФУ: об этническом своеобразии коренных малочисленных народов

12 мая 2017

Профессор Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), председатель Ассамблеи народов Приморского края Галина Алексеева в интервью газете «Остров.Ру» рассказала об угрозе исчезновения языков коренных малочисленных народов Дальнего Востока и необходимости усиления гарантий сохранения их  культуры.


— Галина Васильевна, для чего, по Вашему мнению, необходимо сохранять языки коренных народов?

— Язык — основа культурной идентичности. При том, что на территории России государственным является русский язык, только языки коренных народов в состоянии передать тонкости ментального мира народа. Хорошо известно, что народы разных стран не переводят на свой язык некоторые понятия других стран. Например, на японский язык не переводится русское слово «квас». Ни в одном языке мира нет понятия «совесть» (как со-весть — голос Бога в душе). Вот именно поэтому мы все, особенно в России, по меньшей мере двуязычны, то есть мы билингвы, и от того особенно богаты. Не случайно академик Лихачев говорил, что Россия — самая склонная к ассимиляции народов страна. Чем больше ментальных обликов народов через знание языков способен воспринять человек — тем он успешнее, духовно богаче и интереснее для окружающего мира.

— Как обстоит ситуация с сохранением языков коренных народов в регионах Дальнего Востока? Есть примеры успешных программ?

— Сейчас статус коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока не прост. Мировая практика показывает, что особое положение аборигенных народов находится вне зависимости от государственного устройства страны (унитарного или федеративного), а также от ее национальной структуры — моно- (Норвегия) или полиэтнической (Канада, США). Необходимо признать, что существующая система автономных округов не обеспечивает малым народам Севера подлинной автономии и не гарантирует им особых прав. Отсюда следует необходимость совершенствовать законодательство, гарантирующее малым народам сохранение их этнического своеобразия, социальную защищенность, государственную поддержку в условиях перехода к рыночной экономике, возможность интегрироваться в современное российское общество.

Именно поэтому государством сейчас приняты программы по развитию Арктики, где вопросы культуры и языка занимают свое особое место. Неплохо реализуется в Республике Карелия программа сохранения финно-угорских малочисленных народов. Активно работает Якутия, которая имеет программу развития родного языка и культуры до 2030 года.

— Насколько необходимо преподавать языки коренных народов в школах в местах компактного их проживания?

— По Приморскому краю известны трудности с обучением детей удэгейскому языку. Они вполне закономерные — единственный специалист села Красный Яр не имеет документа, подтверждающего ее знания языка удэ, хотя на самом деле языком она владеет.

Опыт разных регионов показывает, что выделяемый обычно на изучение родного языка один час в неделю недостаточен. Поэтому государственная программа поддержки языков коренных народов должна предусматривать финансирование условий для получения документа, подтверждающего знание языка, зарплаты преподавателей, издания учебных материалов на языке малого народа — как это делается в Якутии. Но, пожалуй, самое главное — обеспечение условий в культурной среде через творческие программы и конкурсы — воссоздание многоязычной культурной среды с участием малых народов. Насколько красивы национальные сказки, танцы, песни! Слышали ли вы когда-нибудь колыбельную удмурта или чуваша, белоруса или эвенка? С молоком матери малыши слышат эти исторически глубинные мелодии, не откликнуться на которые невозможно. Но если мы не обеспечиваем молодому человеку и далее это многоголосие в личностном культурном поле — мы воспитываем его обедненное мышление в будущем.

— Какие меры необходимо предпринять для сохранения языков коренных народов и этнического многообразия?

— Нужно совершенствовать законодательство, в котором предусмотреть как федеральную, так и региональную поддержку сохранения языков коренных народов и их культуры. Также необходимо вводить программы подготовки и переподготовки кадров, ориентированных на развитие межкультурных компетенций и обучение навыкам общения с представителями других культур — этническая журналистика, социальная адаптация мигрантов, искусствоведческий менеджмент культурного наследия и другие. Должна продолжаться работа по развитию национально гармоничной активной молодежи, способной обеспечивать преемственность поколений в передаче традиционного наследия.

Актуальной проблемой формирования толерантного в вопросах межнациональных отношениях является необходимость правового регулирования вопросов сохранения объектов культурного наследия разных национальностей. В связи с этим возникает необходимость внесения законодательных инициатив по развитию культуры в Приморском крае. Эти предложения обсуждались на Всероссийском культурном форуме в Якутске и в Москве по моей инициативе как члена Общественной палаты Приморского края. Дальнейшая их разработка требует включения многонационального сообщества в работу в условиях стационарного размещения.

— Как развиваются межнациональные отношения в Приморье?

— Сегодня в Приморском крае, как известно, проживают представители 158 национальностей. Это счастливая территория, которая сумела издавна, при самом процессе заселения, сплотить разные народы.

Помимо коренного населения Приморья, состоявшего из нанайцев, тазов, удэ, с 1858 года край  заселялся уссурийскими казаками, с 1861 года — русскими и старообрядцами, с 1864 года — корейцами, с 1883 года — украинцами, а далее последовали включения татар, башкир, армян, белорусов, азербайджанцев, поляков, евреев, немцев, узбеков, народов Дагестана, эстонцев, мордвы и так далее… Привычка жить в мире и согласии выдержала проверку уже более чем полутора столетним опытом совместного хозяйствования.

Вместе с тем, переход Приморья на новые рельсы социально-экономического развития не может осуществиться без учета современных реалий. А они таковы: многонациональная молодежь Приморья, как выросшая здесь, так и прибывающая вновь, плохо ориентируется в культурном многообразии проживающих народов. Именно эта задача — сохранение культурного многообразия народов, составляющих единый российский народ — стоит на первом месте в Стратегии национальной государственной политики России до 2025 года. 

Эта проблема, осознанная  администрацией края и департаментом внутренней политики, постоянно находится в поле зрения власти и Приморской краевой общественной организации «Ассамблея народов Приморского края». Сегодняшнее развитие межнациональных отношений в регионе вышло на уровень объединения ресурсов для встраивания всей масштабной работы приморского многонационального сообщества в экономику края.