О комплексных планах развития Дальнего Востока России

22 февраля 2018

Заместитель директора Экспертно-аналитического центра Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Дмитрий Шелест.   

В феврале 2018 года все девять регионов Дальнего Востока России подготовили комплексные планы социально-экономического развития территорий до 2025 года. В них обозначены точки промышленного роста и указана необходимая социальная инфраструктура — больницы, школы, детские сады, культурные и спортивные объекты, которые должны помочь привлечь кадры для развития экономики. Приоритетные объекты инфраструктуры будут профинансированы, в том числе за счет целевых средств федерального бюджета.

Конечно, для выполнения планов развития в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) необходимо модернизировать или выстраивать региональную инфраструктуру. Но мы предложили бы разделить это на общие для всех регионов Дальнего Востока потребности и конкретные инфраструктурные объекты, в которых нуждаются отдельные территории. 

В глобальном плане все дальневосточные регионы нуждаются в развитии транспортной инфраструктуры. Естественно, у каждого субъекта России потребности разнятся: где-то необходимо развивать автодорожную сеть, в некоторых местах — озадачиться причалами для каботажных судов, где-то нужна взлетно-посадочная полоса. Все это необходимо как для свободного перемещения жителей ДФО и приезжающих специалистов, так и для реализации крупных промышленных проектов.

Второй уязвимой точкой в масштабах Дальнего Востока является малочисленное население. Все территории Тихоокеанской России нуждаются в притоке рабочей силы различной квалификации. Решение упомянутой проблемы заключается в уменьшении оттока местных жителей и привлечении специалистов из других регионов. В этом отношении программы типа «Трудовой мобильности» упираются в «бутылочное горлышко» жилищного комплекса, который предполагает и размещение приезжих, будь то общежития, квартиры или участки под застройку. Соответственно, развитие инфраструктуры жилья и обеспечение жилищно-эксплуатационной структуры становится важной частью реализации комплексного плана развития.

В этом же ключе следует рассматривать социальную инфраструктуру: здравоохранение, образование и объекты культуры. Все они призваны создать комфортную среду для проживающих на Дальнем Востоке в такой степени, чтобы уровень упомянутых социальных институтов соответствовал показателям центральных областей России или превышал их. В некоторых регионах это необходимо делать «с нуля» — как, например, строительство краевой больницы на Камчатке. Где-то необходима достройка и модернизация — например, в здравоохранении Хабаровского края или культуре Магаданской области.

Стоит отметить, что возведение новых инфраструктурных объектов в малонаселенных регионах — дело затратное и невыгодное с точки зрения рыночной экономики. Американский специалист по России Фиона Хилл в своей книге «Сибирское бремя» отмечала большие расходы руководства СССР при освоении Сибири и Дальнего Востока как раз при возведении объектов инфраструктуры. Развитие инфраструктурных проектов в рамках предлагаемых регионами комплексных планов как раз призваны оптимизировать расходы на «невыгодные» начинания, а с другой, обеспечить достойные условия жизни россиянам — жителям ДФО.

Для развития Дальнего Востока сейчас принимается очень много мер, одна из них — подготовка комплексных планов развития регионов. Необходимость детальной проработки стратегии развития ДФО стала очевидной, когда, по словам зампреда Правительства РФ — полномочного представителя Президента в ДФО Юрия Трутнева «...первый этап развития Дальнего Востока состоялся».

Поднимая вопрос о значимости планов развития, следует указать на их комплексность. Необходимое развитие Дальнего Востока состоится не только от того, что на Чукотке построят электростанцию, в Хабаровском крае дорогу, а в Приморье жилье. Восточная часть России должна рассматриваться как единое поле для развития в долгосрочной перспективе и как единая система в плане применения конкретных мер, направленных на эволюционное развитие.

В краткосрочной перспективе при исполнении конкретных направлений планирования в области охраны здоровья, развития образования и культуры — улучшение среды обитания, запуск новых предприятий различных форм собственности гарантирует появление новых рабочих мест, а участие зарубежных инвесторов привнесет развитие деловой и правовой культуры.

В свою очередь, в более удаленной перспективе следует ожидать улучшение демографической ситуации в ДФО, появление четко выраженных центров развития, которые станут «якорями» для инвестиций и развития промышленности дальневосточных регионов. Даже если достижение намеченных целей реализуется не в полном объеме, то это повлияет и на внешнеполитический имидж России в Тихоокеанском бассейне и, как минимум, упрочит авторитет в Северо-Восточной Азии. В целом же реализация планов продемонстрирует, насколько общество и власть России готовы совместно действовать в направлении развития Дальнего Востока.