О развитии делового туризма на Дальнем Востоке России
![]() |
Доцент кафедры сервиса и туризма Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), кандидат исторических наук Елена Галенко в интервью информационному агентству ТАСС рассказала о перспективах и сложностях развития делового туризма на Дальнем Востоке. |
— Елена Васильевна, насколько деловой туризм развит на Дальнем Востоке и в частности в Приморье?
— Развитие делового туризма во многих регионах Дальневосточного федерального округа (ДФО) сегодня, в первую очередь, направлено на расширение сферы деловых контактов, развитие экономического потенциала, а также интеграцию в мировое сообщество Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Особая роль в налаживании взаимодействия России со странами АТР отводится столице Приморского края, Владивостоку, который в сегменте конгрессных и выставочных мероприятий занимает лидирующие позиции, что подтверждается рейтингом ТОП-10 городов России по уровню развития делового туризма.
Необходимо отметить, что в 2017 году в федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» было внесено дополнение о развитии в регионах страны делового туризма (бизнес-туризм, конгресс-туризм и другие). В документе отмечено, что в настоящее время около 70% общего объема поездок с деловыми целями приходится на Центральный и Северо-Западный федеральные округа. В то же время стабильно растет деловая активность в таких субъектах Российской Федерации, как Приморский край (Владивосток), Краснодарский край (Сочи) и Республика Татарстан (Казань).
— Какие преимущества для привлечения туристов есть у регионов Дальнего Востока по сравнению с другими субъектами?
— В первую очередь, это электронная виза, которая призвана снизить административные издержки потенциальных туристов, поскольку она является бесплатной и срок рассмотрения заявки составляет четыре дня. В 2017 году въезд можно осуществить через два пропускных пункта Приморского края, но планируется, что к программе присоединятся пункты в Хабаровском крае, Сахалинской области, Чукотском автономном округе, Камчатском крае, Амурской области, Магаданской области.
Также к преимуществам можно отнести транспортный потенциал как внутрироссийских, так и зарубежных авиаперевозок международного аэропорта Владивосток, новую взлетно-посадочную полосу в Петропавловске-Камчатском, развитие транспортной сети авиакомпании «Аврора» с открытием перспективных международных авиалиний и внутрирегиональных воздушных перевозок в Благовещенск, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Магадан и Петропавловск-Камчатский.
Культурно-развлекательные, рекреационные условия есть в каждом регионе, но в большей части они сосредоточены в Приморском крае. Филиалы Мариинского театра и Эрмитажа, интегрированная курортно-развлекательная зона «Приморье», Приморский океанариум, Дальневосточный федеральный университет и его Медицинский центр, институты Дальневосточного отделения Российской академии наук — все это можно предложить бизнес-туристам с возможностью продолжения экскурсионных туров.
Пожалуй, лучшие инфраструктурные возможности конгрессной направленности реализованы на базе Дальневосточного федерального университета и обеспечиваются конференц-залами для проведения крупных форумов с числом участников до 1000 человек. Небольшие мероприятия проводятся в центральных гостиницах Владивостока и Хабаровска. Для массовых мероприятий может быть использован концертно-спортивный комплекс «Фетисов-Арена» в пригороде Владивостока на 5500 мест.
Стоит отметить, что из всех регионов Дальневосточного федерального округа наиболее активно деловой туризм развивается на территории Приморского края, во Владивостоке. На это есть несколько причин:
· в городе имеется мощная научная среда — ДВФУ — ведущий центр образования и науки;
· богатый культурный фонд — музеи, театры, исторические места;
· транспортный узел — добраться до Владивостока можно любым видом транспорта: по воздуху, морю, железной дороге;
· налажен сервис: гостиницы, рестораны, перемещение по городу;
· наличие конференц-залов и выставочных площадок.
— Как мероприятия уровня Восточного экономического форума (ВЭФ) влияют на развитие отрасли (в дни проведения и в долгосрочной перспективе)?
— Согласно материалам средств массовой информации, Восточный экономический форум, прошедший во Владивостоке третий раз, получил международное признание, а дальневосточная повестка России высоко оценена иностранными делегациями из более 60 стран мира, с рекордным количеством участников — 6095 человек. Высокий интерес со стороны международного сообщества отразился в подписанных соглашениях с объемом инвестиций более 2,5 триллионов рублей.
Данные показатели увеличиваются с каждый годом, что определяется ростом инвестиционной привлекательности ДФО, активным развитием MICE-индустрии (Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions) и увеличением въездного и внутреннего потока бизнес-туристов. Благодаря таким мероприятиям, как ВЭФ, Приморский край в 2016 году посетило почти 3 000 000 туристов (+25%, по сравнению с 2015 годом), включая 568 000 иностранных туристов.
В перспективе деятельность участников инвестиционных проектов — предпринимателей, бизнесменов — направлена на укрепление существующих контактов, установление новых деловых отношений между партнерами, организацию и проведение новых конгрессно-выставочных мероприятий.
— Насколько остро стоит проблема инфраструктуры в контексте делового туризма? Бизнесмены часто более требовательны к уровню обслуживания, гостиницам, ресторанам, транспорту, как с этим обстоит дело на Дальнем Востоке?
— В Российской Федерации индустрия делового туризма зародилась относительно недавно, в отличие от мировых лидеров travel-индустрии и MICE-туризма. Поэтому сдерживающими факторами развития не только на Дальнем Востоке, но в других регионах страны, является обеспечение высокими стандартами обслуживания в данной области деловых туристов, въезжающих в РФ и привыкших к отличному обслуживанию в своей стране.
Вот только некоторые проблемы в развитии инфраструктуры для делового туризма в регионах ДВФО:
· сегмент гостиниц, в основном уровня трех звезд и ниже, остается в некоторых регионах ДФО незаполненным и представлен, чаще всего, предприятиями с весьма низким уровнем обслуживания и скудным набором услуг;
· отсутствие активной предпринимательской деятельности в гостиничном секторе регионов ДФО, промедление в создании национальных компаний может привести к наполнению рынка иностранными операторами. В то же время, иностранный инвестор не желает выходить на гостиничное поле Дальнего Востока без активного присутствия там российских компаний;
· по-прежнему острой остается проблема эффективного менеджмента для национальных гостиниц — переход от административных методов управления к рыночным оказался нелегким. Этот недостаток присущ не только менеджменту, но касается и учредителей (владельцев) отелей;
· недостаточное количество отелей, которые способны предлагать бизнес-услуги;
· предприятия питания с весьма низким уровнем обслуживания и высокими ценами;
· отсутствие продуманной политики и нормативных документов в сфере развития делового туризма;
· несоответствие уровня цен коллективных средств размещения и транспортных организаций качеству предоставляемых услуг;
· отсутствие единой координации конгрессной деятельности на региональном и территориальном уровнях.
— Что необходимо Дальнему Востоку, чтобы развивать это направление туризма?
— В первую очередь, необходимо определить сегмент потребителей делового туризма и их количество на мероприятиях travel-индустрии или MICE-туризма, провести мониторинг каждого сегмента бизнес-туристов для определения их потребностей. Важно проанализировать существующую инфраструктуру в контексте делового туризма, определить разрыв между ожидаемыми предпочтениями бизнес-туристов и существующей возможностью, разработать мероприятия, направленные на решение проблем, а также план их реализации.