Мост на Русский назвали «бесполезным сооружением за $ 1 млрд»

13 ноября 2012

«Остров.ру» — «Аргументы и факты»

Мост на остров Русский во Владивостоке с самого начала строительства подвергается критике. Некоторые эксперты ставили под сомнение целесообразность такого грандиозного проекта. Очередную «ложку дегтя» добавил аналитик центра экономических и политических исследований (ЭПИцентр) Алексей Михайлов.

ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН?

Вантовый мост, как и его Золотой «брат», соединивший центр города с мысом Чуркин, на остров Русский был построен в рамках подготовки Владивостоку к саммиту АТЭС. Сооружение уникальное. Ведь у Русского моста — а это его официальное название — самый большой в мире пролет среди вантовых мостов, длиной 1104 метра, и первые по высоте пилоны — 324 м.

Экономист Алексей Михайлов приводит другие впечатляющие цифры: стоимость сооружения составляет порядка 1 млрд долларов. Еще столько же ушло на подъездную дорогу в аэропорт и город.

 — Этот вантовый мост на самом деле очень красив, парящий в воздухе с центральным пролетом более 1 километра на высоте в 70 метров, который поддерживают два пилона высотой в 324 метра. Наверное, он грандиозен в инженерных решениях. И уж точно станет теперь новым символом Владивостока. Вот только… зачем он нужен? — вопрошает эксперт.

Главный аргумент «против моста» у аналитика тот же, что и многих критиков сооружения — у него небольшая пропускная способность, а население острова слишком мало для таких затрат.

— Мост с пропускной способностью в 50 тысяч машин в день ведет на небольшой островок Русский с численностью жителей 5 тысяч человек. Да и те в основном бедные рыбаки, живущие в домах барачного типа, автомобилей не имеют, — утверждает Михайлов.

В противовес этой критике власти Владивостока уже не раз заявляли, что мост построен, в том числе и для развития острова, программа которого включает в себя строительство многих крупных объектов и создание инфраструктуры на 150 тысяч населения.

МОСТ «НЕ ОКУПАЕТСЯ»

— Что дальше с островом Русский? Теперь там остались те же 5 тысяч жителей без автомобилей. Положа руку на сердце, скажите, действительно стоило потратить $2 млрд для доступа к пляжам на автомобиле? А на пароме никак не доехать? Ведь каждые два часа ходит и даже машины перевозит, не так уж и дорого, — продолжает эксперт.

Развитие туризма, строительство нового жилья на острове — одно. Но, пожалуй, главным аргументом в пользу целесообразности моста был строящийся ДВФУ на том же острове. Ведь планировалось, что объединенный вуз станет крупнейшим учебным заведением страны и даже мира. Туда приедут учиться студенты со всей планеты, а преподавать будут лучшие иностранные педагоги. Однако достроить здания ДВФУ подрядчик не успел. И великий «план по переселению» провалился, и студенты остались на материке, по крайней мере, до окончания строительства. Сейчас на острове живут лишь иногородние студенты, которые каждое утро ездят на занятия в город.

К этому всему можно добавить абсолютно неразвитую дорожную инфраструктуру острова. После того как съезжаешь с моста, попадаешь на настоящие «российские дороги», проехав по которым необходимо прибегать к услугам авторемонта. Потому и ездить туда большинство горожан не отваживается. А фирмы такси задирают цены на поездки до острова — до 1 тысячи рублей из центра Владивостока.

Алексей Михайлов сравнивает мост на Русский с его «коллегой» Golden Gate в Сан-Франциско, США. Только не в пользу первого.

— По основным характеристикам они похожи. Вот только Golden Gate построен 75 лет назад, является платным и реально пропускает 120 тысяч машин в день. Этот мост буквально зарабатывает полмиллиона долларов ежедневно. А Русский мост бесплатный и сколько он сейчас, после завершения саммита стран АТЭС, будет реально пропускать в день? Пару тысяч машин? А может, пару сотен? — пишет эксперт.

Впрочем, стоит отметить, что ни мостостроители, ни власти Приморья мнение экономиста не разделяют.

— Это будет комфортный район Владивостока, очень удобный для проживания. Дети смогут здесь ходить в школу, затем в университет — и не надо будет никуда ездить. Что касается другой территории острова, то планируется ее оставить под туристско-рекреационную зону, — считает губернатор Приморья Владимир Миклушевский. — Застраиваться будет лишь побережье — речь идет о пансионатах и домах отдыха. Все-таки природу острова надо максимально сохранить для потомков.

— Взгляните на любую фотографию, туристический проспект: если в городе есть мост, то он непременно на них будет. Мост — это своеобразный памятник, архитектурное украшение города, достижение его жителей. Сан-Франциско — Золотые ворота, Нью-Йорк — Бруклинский мост, Гонконг — мост Камнерезов, — высказывает свое мнение директор филиала ОАО «УСК МОСТ» во Владивостоке Алексей Баранов. — И еще одно неоспоримое преимущество, чисто практическое. Связав материк с островом Русским, мост открыл новые перспективы застройки. Многие города России, в том числе Владивосток, страдают разнородностью стиля: в разные периоды, при разных правительствах и культурах строили иначе и не всегда заботились о сочетаемости. А фасад города по-хорошему должен быть спланирован раз и навсегда, только тогда он будет красив. Конечно, перестройку существующих кварталов город себе позволить не может. А вот на Русском есть шанс начать с чистого листа, получив в итоге большой и гармонично застроенный район, очень перспективный для развития.

КСТАТИ

Вопрос о строительстве моста на остров Русский был поднят еще в первой половине XX века. Первый проект был выполнен в 1939 году, второй — в 1960-е годы. Однако ни тот, ни другой так и не был осуществлен. В начале октября 2007 года НПО «Мостовик» выиграло тендер на проектирование мостового перехода на остров Русский. Подрядчиком выступило ОАО «УСК МОСТ». Мост начали строить в 2008 году, 1 июля 2012 года премьер-министр Дмитрий Медведев открыл рабочее движение по мосту, а спустя месяц, 1 августа мост открыли и для личного транспорта.

КОММЕНТАРИЙ «ОСТРОВ.РУ»

Взгляд туриста из автобуса — излюбленная манера написания репортажей многих наших московских коллег и особенно новоявленных блогеров. Похоже, что материал из этой же оперы. Мы решили спросить мнение о том, нужен ли новый мост городу и островитянам одного из тех самых «бедных рыбаков» с Русского, а еще у беспристрастного иностранного архитектора, приехавшего преподавать в ДВФУ. Вот что они по этому поводу думают.

Игорь Марутин, житель острова Русского:

— У моста на остров Русский плюсов много. Большинство жителей ежедневно ездят на работу на материк. Добраться по воде надежды мало: при ветре около 10 метров в секунду паромное сообщение отменяют, а мосты закрывают лишь при тридцати. Кстати, в последние тайфуны так и вышло: островные жители добирались по мосту на машинах (почти у всех местных есть личный автомобиль, у меня их, например, два).

Однако есть и минусы. Гости с материка оставили много мусора на пляжах после торжественного открытия моста. Да и просто покоя не дают. До сих пор, несмотря на закрытие купального сезона, ездят практически каждый день. И это несмотря на то, что протяженность основной дороги, которая идет от моста, невелика. Плохо и то, что автобусы на Русский до сих пор не запустили.

Архитектор Карлос Ренцо Зебаллос Веларде, преподаватель Школы искусства, культуры и спорта ДВФУ (курс «Ландшафтная архитектура»):

— Я могу оценивать ситуацию как сторонний наблюдатель. И думаю, что лучше посмотреть на нее в длительной перспективе.

Знаю, что первые проекты по строительству моста на остров были представлены еще в 30-х годах прошлого столетия. Но только решение о проведении саммита АТЭС-2012 здесь, во Владивостоке, позволило воплотить мечты горожан в жизнь.

Конечно, можно считать, что жители уже привыкли добираться до острова на пароме и строительство моста кому-то покажется нецелесообразным. Тем не менее, давайте представим, что будет через 20–30 лет. К тому времени весь многотысячный коллектив крупнейшего на Дальнем Востоке вуза переместится на Русский. Развиваться будет тот островной район, где построен новый кампус, увеличится поток машин, появится больше возможностей для бизнеса. Тогда вообще будет уместным иметь несколько вариантов транспортного сообщения с островом.

С инженерной точки зрения это впечатляющая конструкция, построенная в кратчайшие сроки.

Кстати, пилоны, установленные под наклоном и образующие букву V, лично у меня ассоциируются с заглавной буквой, если написать «Владивосток» по-английски: Vladivostok.