Провисшие нитки ажурного моста

13 февраля 2013

Максим БАРЫЛЕНКО [текст],
Ксения НОВИКОВА [фото]

Новость о том, что ванты Русского моста скручены в спираль, вмиг облетела все дальневосточные СМИ и далее попала на федеральный, а потом и на международный уровни. Оно и немудрено: Владивосток после саммита АТЭС по инерции еще привлекает к себе внимание.

Представители генерального подрядчика, ОАО «УСК Мост» тут же заявили, что повода для беспокойства нет.

— Видимые изменения вант — всего лишь деформация их оболочки. Произошла она из-за погоды. Это достаточно распространенное явление, о котором знают мостовики, — прокомментировали в пресс-службе компании.

Тогда же и пресс-служба администрации Приморского края со ссылкой на ФКУ «Дальуправтодор» сообщила, что возможные изменения внешней оболочки ванта не влияют на качество и безопасность эксплуатации моста.

Позднее прокуратура Приморского края заявила, что Ростехнадзор изучает состояние моста требованиям технических регламентов. Ход и результаты проверки находятся на особом контроле Прокуратуры края.

В ДВФУ немало ученых и практиков, которые знают все про сложные гидротехнические сооружения. Мы спросили у наших университетских специалистов, что они думают об этой ситуации.

— Каждый пилон имеет для моста огромное значение, — прокомментировал профессор Александр Беккер, директор Инженерной школы ДВФУ. — Знаю, что это сооружение строилось с большим запасом прочности. Так, например, оно рассчитано на магнитуду до 8 баллов по шкале Рихтера включительно. Как утверждают мостовики, деформировалась лишь внешняя оболочка вант. Думаю, что эти незначительные внешние повреждения строители поправят.

О повреждении внешней оболочки говорит и заведующий кафедрой гидротехники, теории зданий и сооружений, кандидат технических наук, доцент Никита Цимбельман.

— Вряд ли повредился сам трос. Он тонок, но надежен. Внешняя его оболочка в среднем в 3–4 раза шире, и как раз ее деформация до определенных пределов может допускаться. Подобное провисание, вероятно, произошло из-за перераспределения нагрузок, ведь ванты принимает свою форму лишь при натяжении. В целом, я думаю, что история раздута СМИ и, скорее всего, ничего серьезного с вантами не случилось. Но точнее я бы мог сказать, если бы у меня были условия расчета нагрузки и результаты обследования провисших вант.

Для окончательного вердикта, видимо, придется подождать результатов проверки прокуратуры. И тогда на простой вопрос горожан: почему «из-за погоды» повисли только две пары параллельных вант, а не три или, например, их большая часть, можно будет получить окончательный ответ.

Напомним, Русский мост — вантовый, соединяющий полуостров Назимова с мысом Новосильского на острове Русском. Строительство было начато 3 сентября 2008 года в рамках программы подготовки города к проведению саммита АТЭС в 2012 году. Он имеет самый большой в мире пролёт среди вантовых мостов — 1104 метра — и самые высокие пилоны — 324 м.

Генеральный проектировщик, субподрядчик строительства — НПО «Мостовик». Генеральный подрядчик строительства — «УСК Мост». Ванты для моста изготовлены французской компанией Freyssinet («Фрейссине Интернасьональ Компани»), но устанавливались российскими мостовиками. Строительный контроль осуществляло ЗАО «Институт „Стройпроект"».