Доцент ДВФУ Максим Жук проведет новый цикл открытых лекций

5 сентября 2013

«Владивосток 3000»

Новый цикл лекций «Путешествие на край ночи, или Западно-европейская литература ХХ века» начнется 11 сентября и будет идти два семестра. Лекции будут проходить каждую среду с 11 сентября по 18 декабря 2013 года с 19:00 до 21:00 в 401 аудитории Научной библиотеки ДВФУ (ул. Алеутская 65-б). Доцент кафедры романо-германской филологии ДВФУ, кандидат филологических наук Максим Жук, автор работ, посвященных творчеству Франца Кафки, Джона Фаулза, Джулиана Барнса, Кена Кизи и некоторых других, с 2009 года читает во Владивостоке публичные лекции. Весной прошлого года прошел цикл его лекций «Слава психонавтам! или Модернизм в зарубежной литературе». Он рассказывает о своей работе, нынешнем состоянии культуры и образования, передает «Вл3000».

О темах

В первом семестре мы поговорим о зарубежной литературе первой половины XX века, а во втором (после Нового года) перейдём к авторам второй половины XX столетия.

Первая лекция «Сумерки богов, или Зарубежная литература первой половины ХХ века» будет вводной: речь пойдёт о специфике истории и культуры этого столетия, обусловившей изменения представлений о мире, человеке и искусстве, и об основных направлениях искусства ХХ века. Следующие две-три лекции будут посвящены писателям, которые предшествовали литературе XX столетия и во многом сформировали её художественное мышление. Это Джозеф Конрад и Оскар Уайльд. И далее подробно поговорим о классиках первой половины ХХ столетия: Джеймсе Джойсе, Вирджинии Вулф, Томасе Элиоте, Франце Кафке, Жан-Поле Сартре, Альбере Камю, Эрнесте Хемингуэе, Уильяме Фолкнере, Томасе Манне и Бертольте Брехте. Во второй части цикла речь пойдет о Джоне Фаулзе, Уильяме Голдинге, Джероме Сэлинджере, Габриеле Гарсии Маркесе и многих других. Весь список я пока не буду оглашать — сохраню интригу. 

Меня иногда спрашивают, не хочу ли я разнообразить открытые лекции, которые я обычно читаю по классике ХХ века, каким-нибудь новым материалом. Надо сказать, что литература — вещь практически неисчерпаемая, поэтому лекции мне еще читать и читать. В будущем я планирую поговорить об авторах, в каком-то смысле маргинальных, находящихся несколько в стороне от литературного мейнстрима, например, Генри Миллере, Луи Фердинанде Селине и некоторых других. Кроме этого я планирую лекции, посвященные определенным темам в литературе и культуре — «Анатомия тоталитаризма», «Кинематограф и литература» или «Джим Моррисон и мировая художественная культура». 

Об образовании

Зачем я читаю публичные лекции? Задача просвещения для меня, может быть, не самая основная. Я никогда не был альтруистом. И хотя я абсолютно сознательно читаю эти лекции бесплатно, это не значит, что я вообще ничего не получаю. Прежде всего, я получаю удовольствие от того, что делаю, потому что моя профессия полностью совпадает с моими желаниями, возможностями и способностями. Очень  острое удовольствие понимать, что ты делаешь то, что любишь, и знать, что это кому-то приносит радость и помогает тебе самому подняться на какой-то новый уровень развития. Помимо этого, лекции важны для меня как для преподавателя: чтобы понять свое ремесло, стать профессионалом, надо постоянно в нём упражняться. На лекциях я говорю об очень непростых феноменах, для осознания которых мне постоянно нужно их проговаривать, пропускать через себя и делать что-то новое.

Когда я понял, что могу рассказать студентам гораздо больше, чем это позволяет время в стенах университета, я начал делать открытые лекции и семинары. Сначала локальные, для своих студентов, потом — для более широкой аудитории. 

О популярности 

Меньше всего мне бы хотелось быть модным преподавателем, таким двуногим прямоходящим «брендом». Как известно, чтобы убить хорошую вещь, надо сделать ее популярной. Тогда она попросту станет попсой, формой без содержания, потому что массовое, как правило, уничтожает сакральное. Когда я заметил, что с каждой лекцией приходит все больше и больше людей, я задумался: не слишком ли много? Но потом решил, что, пожалуй, всё в порядке, потому что высокая литература — это всё-таки достаточно элитарная вещь. Те, кому не нужен этот материал, очень быстро отсеиваются. В этом и преимущество открытых лекций — сюда приходят люди, которым это действительно надо, и они готовы пожертвовать своим свободным временем. Однако надо помнить, что даже самые профессиональные публичные лекции не могут полностью заменить высшее гуманитарное образование. Это, скорее, самообразование, саморазвитие, что, конечно, тоже очень важно.

Конечно, я не смогу читать такие большие циклы открытых лекций каждый год. Мне будет не до этого, когда я буду, например, писать докторскую диссертацию. И вообще, жизнь — вещь очень непредсказуемая. Поэтому, для того чтобы материал лекций был доступен для всех желающих, я думаю, что может не в этом и не в следующем году, но я напишу книгу на основе этого цикла, издам ее в хорошем центральном издательстве. Это будет не академический учебник, а именно курс лекций, изложенный в легкой и доступной форме. 

О культуре

Я не могу авторитетно сказать, что молодые люди стали читать больше или меньше. Так как я работаю в университете только со студентами гуманитарных специальностей, у меня нет общей картины. Но мои студенты точно не стали меньше читать. Городская ситуация с книжными магазинами, конечно, печальна, но зато заставляет людей не только искать книги в интернете, но и находить единомышленников, обмениваться информацией, проводить какие-либо мероприятия. Например, создавать уличные библиотеки, или более активно посещать культурные события. Если говорить о культуре общества в целом, то, конечно, она сейчас очень сильно деградировала. Советское пространство хоть и было насквозь идеологическим, но человек находился в достаточно высоком интеллектуальном поле. А сейчас на людей обрушивается поток жутких псевдокультурных помоев, в котором можно захлебнуться: примитивная музыка из одной ноты и двух слов, низкокачественная литература, отупляющее развлекательное телевидение, специфические группы в соцсетях, рассчитанные на, мягко говоря, не очень умных людей. Но этому противостоит процесс сохранения и возрождения культуры: это и усилия соответствующих организаций, и инициативы одиночек. Я уверен, что многие люди, сознательно или бессознательно, противостоят этому оскотиниванию и начинают с себя: стараются больше читать, думать, путешествовать, создавать гармоничный красивый мир вокруг себя.