Международная конференция АТЭС по образованию


ИСТОРИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИЙ

Была организована в преддверии САММИТа глав экономик АТЭС во Владивостоке в 2012 г. Конференция проводилась Дальневосточным федеральным университетом совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации.
На первой конференции приняло участие 11 экономик АТЭС. На ней было констатировано, что все экономики АТЭС получать преимущества от расширения сотрудничества в области образования. Многие развивающиеся страны АТР выигрывают в результате развития систем образования, быстро переходя к новой структуре экономики, основанной на знаниях и инновациях.
На конференции также было отмечено, что доступ к широкому спектру качественных услуг высшего образования имеет решающее значение для устойчивого экономического роста. Среди образовательных систем экономик АТЭС есть крупнейшие в мире экспортеры и потребители образовательных услуг. В связи с этим содействие мобильности студентов, исследователей, а также снижение транзакционных издержек предоставляет возможности для значительного расширения международных услуг в области образования в интересах всех стран.
Вторая конференция отличалась от других подобных мероприятий, проводимых в АТР. Она была организована Дальневосточным федеральным университетом, Министерством образования и науки Российской Федерации и Association of Pacific Rim Universities (APRU) и посвящена рассмотрению профессиональных вопросов разработки и реализации национальных систем образования и потенциал их взаимодействия и интеграции.
На 2-ой конференции приняло участие 12 официальных делегаций министерств образования экономик АТЭС.
Значительная часть конференции связана с темами - обмен практическим опытом в сфере национальных систем высшего образования, демонстрации различных моделей университетов, вопросам методического и нормативного обеспечения высшего образования, законодательным рамкам на уровне стран, возможностям согласование систем образования на уровне экономик различных стран, между странами.
Программа конференции включала вопросы исследования возможности интеграции и взаимодействия образовательных систем экономик форума АТЭС, механизмы укрепления практического и устойчивого сотрудничества в области образования, исследования ряда предложений для кроссобразовательного взаимодействия, а также исследований, информации и обмена знаниями. Дальнейшее развитие на добровольной основе трансграничного сотрудничества образования и содействие обмену в сфере услуг образования в рамках АТЭС.
Была организована Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Дальневосточного федерального университета и проходила на острове Русский во Владивостоке на 25-26 сентября 2014 года.
В конференции CCHE APR'2014 приняли участие делегации из 10 экономик форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества: Австралии, Бруней-Даруссалама, Китая, Японии, Республики Корея, Перу, Филиппин, Таиланда, России, Вьетнама, США.
Конференция констатировала, что мобильность образования в АТР в XXI веке имеет большое значение для экономического развития. Роль виртуального обмена содержанием образования значительно возросла, это добавляет новое измерение к обычному толкованию академической мобильности. В связи с этим должны быть разработаны новые модели мобильности и механизмы ее поддерживающие. Одним из таких механизмов является карта академической мобильности в АТЭС, созданию которой придается особое значение участниками конференции.
На конференции CCHE APR'2014 рассматривались следующие темы:
- потенциал взаимодействия образовательных систем - новые требования,
- модели мобильности: координация политики в области образования и сотрудничества университетов, как ресурсов развития,
- инициатива по разработке и внедрению карты академической мобильности АТЭС.
Конференция «Развитие человеческого капитала и инклюзивный экономический рост» (далее Конференция или МКО АТЭС-2015), прошедшая 3-5 сентября 2015 года во Владивостоке на базе Дальневосточного федерального университета на о. Русский в бухте Аякс, была необычной. Она вполне может быть отнесена к разряду событий, являющихся яркими и запоминающимися, претендовать на начало новой традиции.
Организаторами конференции выступили: Рабочая группа по развитию человеческого капитала форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (HRDWG APEC), Министерство образования и науки Российской Федерации и Дальневосточный федеральный университет.
Делегаты Конференции приняли участие в пленарном заседании Восточного экономического форума, на котором выступил Президент России В.В. Путин. Они получили возможность непосредственного общения с руководством страны, что, несомненно, является уникальным и историческим событием. В конференции приняли участие официальные делегации 13 экономик АТЭС: Австралии, Вьетнама, Китая, Малайзии, Новой Зеландии, Папуа Новая Гвинея, Республики Корея, России, Таиланда, Тайваня, Филиппин, Чили, Японии.
Уровень делегатов МКО АТЭС-2015 был очень высок. В Конференции приняла участие заместитель Председателя Правительства России О.Ю. Голодец, заместитель Министра образования и науки В.Ш. Каганов, председатель законодательного собрания Приморского края В.В. Горчаков, представители дипломатических миссий, государственных органов власти, общественных организаций, исследовательских институтов и ведущих университетов стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
4-ая международная конференция АТЭС по образованию проводилась в новом формате. Она стала частью нового глобального экономического конгресса, проводимого Правительством Российской Федерацией во Владивостоке и называемого Восточный экономический форум (ВЭФ).
МКО АТЭС-2015 выработала итоговый документ, в котором рекомендует лидерам форума АТЭС использовать новую инвестиционную образовательную парадигму, не привязанную к доходности материальных активов, заключающуюся в совместном в рамках АТЭС инвестирования в человеческий капитал, что сможет поддержать инклюзивный экономический рост. Кроме того, Конференция предлагает активизировать трансграничное государственно-частное партнерство в области развития человеческого капитала, разработать перечень единых квалификаций в рамках АТЭС.
Прошла в рамках Восточный экономический форум (ВЭФ) 1-3 сентября 2016 г., проводимого Правительством Российской Федерацией во Владивостоке на базе ДВФУ.
В МКО АТЭС-2016 приняли участие делегаты из 13 экономик АТЭС: Бруней- Даруссалам, Вьетнам, Индонезия, Китай, Мексика, Республика Корея, Япония, Перу, Россия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Чили.
В Конференции приняли участие: заместитель министра иностранных дел РФ И.В. Моргулов, чрезвычайный и полномочный посол Республики Чили в Российской Федерации Хуан Эдуардо Эгугирен, ректора университетов, представители дипломатических миссий, государственных органов власти, общественных организаций, исследовательских институтов и ведущих университетов стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Программа Конференции состояла из двух сессий, на которых обсуждались ключевые приоритеты развития экономик АТЭС 2016 года, а также итоговые документы к предстоящей 6-ой встречи министров образования АТЭС: стратегия развития образования в АТЭС, инвестиции в человеческий капитал, обеспечение эффективного сотрудничества в области образования, инклюзивный экономический рост, и их влияние на региональное развитие, повестка 6-ой встречи министров образования экономик АТЭС в Перу в октябре 2016 года. В рамках Конференции состоялась молодежная встреча по повестке будущей 6-ой встречи министров образования экономик АТЭС (APEC Junior Education Meeting).
МКО АТЭС-2016 выработала итоговый документ, в котором:
1. Рекомендует лидерам форума АТЭС поддержать сотрудничество в сфере образования АТЭС, включая развитие программ стажировок и студенческого обмена, проведение совместных стратегических исследований, а также, в соответствии с правилами национальных систем образования, информационного обмена в области образовательных стандартов экономик-участниц, квалификационных требований и систем зачетных единиц, а также мер по переходу к практике взаимного признания.
2. Провести в 2017 году 6-ую международную конференцию АТЭС по образованию, посвященную разработке видения будущего развития человеческих ресурсов АТЭС и роли образования и стратегии развития в этом процессе.
«Признание дипломов и квалификаций для взаимодействия между людьми» прошла на полях III Восточного экономического форума. В мероприятии приняли участие более 100 делегатов, в том числе 48 иностранных экспертов из 12 экономик АТЭС, представленные руководителями ведущих университетов, директорами департаментов профильных министерств.
Среди ключевых участников мероприятия стоит отметить Министра образования и науки РФ Ольгу Васильеву, заместителя Генерального секретаря Организации объединенных наций Луиса Луреса, заместителя министра образования, культуры и спорта Японии Синдзиро Коматсу, губернатора штата Калифорния Эдмунда Брауна, председателя Рабочей группы по развитию человеческого капитала (HRDWG) АТЭС Донсун Пака, координатора Образовательной сети (EDNET) АТЭС Ван Янь, генерального секретаря Ассоциации университетов Азии и Тихоокеанского региона (APRU) Кристофера Тремевана, исполнительного директора Ассоциации университетов «Университетская мобильность в Азии и тихоокеанском регионе» (UMAP) Такаши Секияму, официального представителя России в G20 Светлану Лукаш, директора Главного государственного экспертного центра оценки образования РФ Веру Скоробогатову, которые выступили с презентациями в рамках сессий Конференции.
Структура 6-ой МКО АТЭС состояла из двух тематических сессий и Пленарного заседания. В рамках сессии “Современные механизмы обеспечения признания образования и квалификаций в Азиатско-Тихоокеанском регионе” обсуждались существующие международные механизмы признания образования, проблемные точки и перспективы формирования общей системы взаимного признания в рамках АТЭС, а также вопросы обмена лучшими практиками оценки иностранных квалификаций с учетом современных тенденций в области образования.
На сессии “Развитие образовательной стратегии АТЭС” темами обсуждений стали тенденции в области образования, возможности интеграции образовательных систем экономик-членов АТЭС, трансграничное образование, академическая мобильность, перспективы формирования образовательных кластеров, объединяющих государственные и региональные учреждения, предприятия и научно-исследовательские институты и другие аспекты сотрудничества. Участники подчеркнули неравномерный доход населения, языковой барьер, геополитическую отдаленность в АТЭС и необходимость межуниверситетского сотрудничества в развитии высококвалифицированных человеческих ресурсов, формирование региональных образовательных сетей и развитие трансграничного государственно-частного партнерства.
Завершила образовательную конференцию и подвела итог прошедшим мероприятиям Пленарная сессия “Образование в Азиатско-Тихоокеанском регионе: новые возможности и вызовы”. По результатам сессии участники пришли к выводу, что несмотря на высокую динамику экономического взаимодействия уровень сотрудничества в сфере образования между странами-членами АТЭС остается довольно скромным. Развитие образования является залогом устойчивого и долговременного экономического развития, а также эффективного решения существующих глобальных проблем, поэтому образовательное взаимодействие представляет всеобщий для стран региона интерес.
С 11 по 12 сентября 2018 года в рамках IV Восточного экономического форума в кампусе Дальневосточного федерального университета на о. Русском прошла уже седьмая по счету Международная конференция АТЭС по сотрудничеству в сфере высшего образования «Образование в цифровую эпоху: вызовы и возможности для АТЭС» (МКО АТЭС).
В рамках МКО АТЭС-2018 помимо тематических сессий впервые состоялась Рабочая сессия по работе над Докладом АТЭС в области образования и экономического развития, организованная совместно с Образовательной сетью форума АТЭС (APEC Education Network). Доклад, целью которого является сбор информации о передовом опыте и лучших практиках в сфере образования, был представлен на встрече старших должностных лиц в рамках саммита АТЭС-2018 в городе Порт-Морсби, Папуа-Новая Гвинея.
В конференции приняло участие 100 делегатов - представители ведущих университетов стран региона, образовательных министерств и профильных ведомств, международных организаций, а также аналитических и экспертных центров, сопровождающих стратегическое развитие национальных систем образования экономик АТЭС.
Программа седьмой МКО АТЭС включала в себя пленарную сессию и три последовательных тематических сессии: «Научные и технологические парки в университетах», «Развитие навыков 21-го века в эпоху Четвертой промышленной революции», «Университеты в современных условиях взаимодействия с государственными и коммерческими учреждениями».
VIII Международная конференция АТЭС по сотрудничеству в сфере высшего образования состоялась 4-5 сентября 2019 года на полях Восточного экономического форума в ДВФУ. В дискуссии приняли участие более 100 делегатов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона — послы, министры образования и их заместители, директора профильных департаментов, ректоры и проректоры ведущих университетов, эксперты и учёные. Основными темами обсуждения были построение сетей между российскими и азиатскими университетами, перспективы научно-технического сотрудничества между экономиками АТЭС, развитие вузов как конкурентоспособных научных центров мирового уровня.
Восьмая МКО АТЭС включала в себя пленарное заседание «АТЭС в 21 веке: новый взгляд на образование для политиков, преподавателей и всех заинтересованных сторон» и три сессии: «Высшее образование и цифровое поколение», «Региональные и глобальные образовательные сети: новые инструменты сотрудничества», «Академические и научные достижения в области природопользования».
IX Международная конференция АТЭС по сотрудничеству в сфере высшего образования «Новая эра цифрового образования: многосторонний подход и вызовы для АТЭС» состоялась 26 октября в ДВФУ. МКО АТЭС 2020, состоявшая из двух частей — пленарного заседания «Совместные решения для глобального образования и устойчивого развития» и сессии «Цифровые решения для рынка труда будущего» — была проведена на онлайн-платформе. Конференция объединила 60 представителей из более 30 университетов и образовательных организаций 15 экономик АТЭС.
Участники обсудили устойчивые системы обучения в региональных образовательных сетях, разработку стратегий сотрудничества, инновации и адаптируемость рынков труда, обменялись опытом реализации потенциала цифровизации всех процессов своих организаций.Результатом конференции стали фактические рекомендации, представленные участниками обеих сессий в виде итогового документа. В особенности, стоит отметить общее видение участников конференции касательно необходимости определения ключевых направлений для развития высококачественных и устойчивых систем образования в АТР с особым вниманием к разработке совместных образовательных планов и консолидации стратегий образовательного сотрудничества. Предложения в дальнейшем могут найти отражение в официальных документах АТЭС.
X Международная конференция АТЭС по сотрудничеству в сфере высшего образования «10 лет вместе: глобальный образовательный прогноз» традиционно проходила на полях Восточного экономического форума в ДВФУ 2-4 сентября 2021 года. К дискуссии удалось привлечь более 300 экспертов из 17 экономик АТЭС и 4 международных организаций. Интерес к работе в конференции также проявили участники из Бразилии, Буркина-Фасо, Индии, Италии и Эфиопии.
По случаю юбилея на МКО АТЭС 2021 к обсуждению была предложена более широкая повестка. Мероприятие включало в себя три тематических трека: «Стремясь к новым партнерствам», «Отвечая на потребности будущего», «Раскрывая потенциал». В рамках расширенной повестки эксперты обсудили возможные точки соприкосновения между АТЭС, БРИКС, Группой 20, инициативой Большого евразийского партнерства и Африканского континента. Традиционная образовательная составляющая конференции была посвящены анализу процесса адаптации системы образования к новым вызовам, обмену успешными практиками связи университетов с работодателями, изучению роли образовательных рейтингов в области международного сотрудничества вузов.
По итогам дискуссии эксперты представили практические рекомендации по развитию образовательного пространства в АТЭС и определили перспективы дальнейшего сотрудничества, зафиксированные в разделе «МКО АТЭС: Видение 2030» итогового документа. В дальнейшем данные предложения найдут отражение в официальных документах АТЭС.