Елена Харисова: Главное в образовательном процессе — это дети

12.07.2018
Елена Харисова: Главное в образовательном процессе — это дети

«Приморская газета» 

Тихоокеанские проектные школы ДВФУ приняли 470 одаренных школьников за два года. Более 180 юных талантов были из Приморского края. Ребята реализовали 15 социально важных проектов инженерно-технологического профиля вместе с компаниями-заказчиками, в качестве которых выступили ОАО «Восточная Верфь», Дальневосточный центр судостроения и судоремонта, Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» и «Роскосмос». Как университет отбирает детей для своих школ, и какие программы довузовского образования сейчас работают в ДВФУ, «Приморской газете» рассказала заместитель проректора по учебно-воспитательной работе Елена Харисова.

— Елена, расскажите, пожалуйста, по каким принципам строится работа с талантливыми детьми в довузовских подразделениях ДВФУ?

— Наша основная задача — изменить сложившиеся стереотипы и во главу угла поставить ребенка. В образовательном процессе главные — дети, не чиновники, не учителя, не родители. Поэтому самая большая работа ведется с детьми. За год работы нам удалось собрать и тиражировать в Приморском крае самые эффективные методики и практики в области образования: интенсивные предметные сборы по подготовке к олимпиадам, Яндекс.Лицей, проектные школы и различные конкурсы. Интенсивные и углубленные образовательные программы призваны создать среду, в которой каждый школьник сможет раскрыть и приумножить свои способности.

Responsive image

— Какие-то результаты уже есть?

— Конечно! Год назад в ДВФУ начались Тихоокеанские школы — проект, призванный поддержать приморских школьников. Для одних ребят проект помог углубить свои знания в предметных областях и стать успешными в школе, для других — подготовиться к олимпиадам. Но всех их объединяет желание учиться и познавать новое. Мы считаем, что каждый ребенок талантлив, просто нужно найти ключик к его способностям и помочь ему найти свою образовательную траекторию.  Ребята  проходили углубленную подготовку к предметным олимпиадам и Всероссийской олимпиаде школьников. Нам удалось привлечь к организации администрацию Приморского края и Образовательный центр «Сириус». 

— Сколько ребят принимали участие в Тихоокеанских школах?

— Школы проводились по шести предметам: математика, программирование, химия, биология, английский и китайский языки. В образовательной программе приняли участие более 700 человек, все они проживали в кампусе ДВФУ за счет университета. Это очень удобно, потому что в кампусе безопасно, комфортно, все аудитории и лаборатории находятся в пешей доступности. Мы организовали для них тренинги, дополнительные занятия, где вместе с педагогами они разбирали самые сложные олимпиадные задания, культурную и спортивную программы, развлекательные мероприятия. Уезжали многие со слезами на глазах, не хотелось расставаться с педагогами, кураторами и новыми друзьями.

Responsive image

— А кто составлял для них образовательную программу?

— Талантливые студенты, аспиранты, преподаватели и ученые ДВФУ, сотрудники ДВО РАН. Причем программа английской и китайской Тихоокеанских школ включала в себя общение с носителями языка и получение школьниками индивидуальных рекомендаций по дальнейшей подготовке. Сегодня мы уже можем подводить первые итоги: 38% выпускников Тихоокеанских школ ДВФУ стали участниками регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, десять человек прошли конкурсный отбор в Образовательный центр «Сириус» на профильные смены, одиннадцать участников отправились на заключительный этап Всероссийской олимпиады. 

Региональный этап показал, что участники, которые занимались математикой и программированием, справились с заданиями соответственно лучше, чем те, кто не прошли нашу школу. Количество участников олимпиады по английскому увеличилось в 1,5 раза, и победителями регионального этапа по этому предмету в 10 и 11 классах тоже стали выпускники нашей школы. Выпускница Тихоокеанской школы по английскому языку Алиса Ерошкина из Владивостока стала призером заключительного этапа и подала документы на поступление в ДВФУ. С таким результатом она может выбрать любой вуз России, поступив туда без экзаменов, но выбрала нас, и мы очень этим гордимся.  

Мы впервые провели региональный этап олимпиады по китайскому языку, физической культуре и мировой художественной культуре. Надеемся в будущем учебном году принять у себя заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по китайскому языку, и мы продолжим серьезную подготовку старшеклассников по этому предмету. Мы отметили и увеличение количества участников олимпиады «Ближе к Дальнему», победители и призеры которой получают дополнительные баллы в учете индивидуальных достижений при поступлении в ДВФУ.

Responsive image

— В каких еще направлениях идет работа с детьми в ДВФУ?

— Прежде всего, это математика и программирование: помимо Тихоокеанских школ у нас есть две группы Яндекс.Лицея, проходят регулярные мастер-классы по программированию и хакатоны. По этой части мы работаем уже с 400 школьниками и планируем увеличить их количество в следующем году. В проектной и исследовательской деятельности принимают участие более 500 детей, которые проходят подготовку в нашем Центре проектной деятельности, проектных школах и в «Сириусе», принимают участие в хакатоне по биоинженерии, интенсивах по ракетостроению. По естественным наукам, химии и биологии, у нас проходят две Тихоокеанские школы, в которых в этом году участвовало 220 детей. В школах по английскому и китайскому языках у нас еще больше талантливых детей — около 300 человек.

— Сколько детей принимали участие в Яндекс-Лицее?

— Заявки на обучение подали 114 школьников Приморского края, но к обучению приступили только 30 человек и до конца дошли самые стойкие — 24 школьника. 

— Расскажите про эту программу? Что в нее входит, и кто учит детей?

— Преподаватели — сотрудники и аспиранты ДВФУ, прошедшие специальный отбор в компании «Яндекс». На секундочку, там конкурс — 12 человек на место. Образовательная программа Яндекс.Лицея большая, это два года занятий по два раза в неделю. Рассчитана она на учеников восьмых и девятых классов, у которых горят глаза при виде математической задачки или по программированию. В следующем году мы планируем увеличить набор до 75 школьников.

Responsive image

— Какие еще есть проекты в ДВФУ для работы с одаренными детьми Приморского края?

— Каждый год ДВФУ проводит образовательную программу «Тихоокеанская проектная школа» (ТПШ), которая, как и смена «Большие вызовы» в Образовательном центре «Сириус», разработана одной командой методологов и проводилась на базе Всероссийского детского центра «Океан». Главная цель каждой проектной школы — формирование кадрового резерва для инновационной экономики, создание площадки для развития будущих поколений и воспитания интеллектуальных лидеров, способных внести вклад в развитие родного региона. За два года в ТПШ приняли участие 470 ребят, из которых 181 — из Приморского края. Вместе с ними мы реализовали 15 проектов инженерно-технологического профиля с такими заказчиками, как ОАО «Восточная Верфь», Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС), Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» и «Роскосмос».

— Вы сотрудничаете с «Роснефтью», в чем заключается ваша совместная работа с детьми?

— Мы сопровождаем приморские «Роснефть-классы» по трем по профильным предметам: математика, химия, физика. Это, прежде всего, теоретические занятия и предметные интенсивы на базе учебно-научных лабораторий кампуса, а также профориентационные экскурсии по ДВФУ, деловые игры. За прошлый год в курируемых классах прошли обучение 153 ребенка, учащиеся 10-11 классов. При этом нам пришлось подтянуть к этой истории 26 преподавателей и сотрудников ДВФУ, чтобы полностью сопровождать весь процесс и обеспечить детям качественную подготовку.

Responsive image

— Недавно в кампусе завершился «Наноград». Что это за мероприятие?

— Да, действительно, с 28 июня по 11 июля в кампусе ДВФУ проходил Всероссийский детско-молодежный форум «Наноград» по программе корпорации «Роснано». Участниками форума стали призеры и победители образовательно-конкурсных сессий «Школы на ладони» Всероссийской образовательной программы «Школьная лига РОСНАНО». Это учащиеся 8-11 классов со всей России, не только из Приморского края. На десять дней мы фактически превратили кампус в город-технопарк: город науки, искусства и технологий для ребят, живущих в пространстве высоких технологий, искусства и спорта. Мы дали детям возможность погрузиться в самые современные направления научных исследований вместе с преподавателями университета и построить индивидуальную образовательную траекторию. Каждый школьник и студент смог попробовать себя в самых разных видах деятельности, побывать в лабораториях ДВФУ.

— Мы знаем, что ДВФУ является организатором трех собственных олимпиад. Что это за олимпиады и что они дают детям?

— Во-первых, это «Турнир юных программистов» — олимпиада ДВФУ по программированию для 7-11 классов. Во-вторых, предметная олимпиада «Океан Знаний» по девяти дисциплинам. Среди них — математика, физика, химия, биология, география, литература, русский язык, история и обществознание. В этом учебном году в «Океане знаний» приняли участие 3 213 школьников, в финал прошли 264, из них 8 стали победителями и 53 призерами. В-третьих, это наша гордость — олимпиада «Ближе к Дальнему» — первая командная метапредметная олимпиада. В ее основу легла идея популяризации самореализации для школьников именно на Дальнем Востоке через призму особенностей региона, его историю, геополитическое положение, природные ресурсы, культурное наследие, биологическое разнообразие и прочее. В этом году мы провели ее в первый раз и результаты, конечно, превзошли все наши ожидания: заявки подали 486 школьников девятых-11 классов из 28 регионов России. Теперь, как минимум, в этих регионах будет расти определенный контингент, хорошо знакомый с особенностями Приморского края. В финал из них прошли 50 школьников из четырех регионов. Победители и призеры олимпиады получили дополнительные баллы в учете индивидуальных достижений при поступлении в ДВФУ. Победители — семь баллов, призеры — пять баллов к ЕГЭ. Особая радость для нас, что  победитель олимпиады Вадим Катышевцев из Спасска-Дальнего уже подал документы на поступление в ДВФУ. 

Responsive image

— Какие еще олимпиады проходят в вузе?

— На данном этапе ДВФУ является официальным партнером и площадкой проведения на Дальнем Востоке регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по 13 общеобразовательным предметам. ДВФУ является региональной площадкой Объединенной межвузовской математической олимпиады, Евразийской лингвистической олимпиады, Физико-математической олимпиады «ФизТех», Открытой олимпиады по экономике. Два года подряд у нас проводится Всероссийская робототехническая олимпиада совместно с Центром развития робототехники, есть очные отборы на профильные смены по математике в «Сириус», разные конкурсы и узкопрофильные олимпиады. 

ДВФУ выступает одним из организаторов Олимпиады НТИ по виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальностям и водным и робототехническим системам. В апреле 2018 года ДВФУ стал площадкой проведения финала олимпиады по профилю «VR/AR». Участниками стали 25 школьников 7-11 классов из девяти регионов РФ, конкурс составил 162 человека на место. Впервые в формате фестиваля проектных и исследовательских работ школьников в апреле в кампусе ДВФУ прошла Конференция «Творческая молодежь — потенциал российской науки». 279 школьников подготовили 265 проектов и исследовательских работ. По итогам работы более чем 260 экспертов были выбраны 95 победителей и призеров в 19 секциях. 

Не менее важную роль в борьбе за таланты занимает и создание информационно-насыщенной среды для школьников, их родителей и учителей. За 2017/18 учебный год университет стал инициатором и провел 11 крупных открытых мероприятий для более 11 500 участников. Так, «Улица Дальнего Востока» для школьников Приморского края в рамках Восточного экономического форума-2017 собрала 1200 участников, «Робофест-2018» — около 1000 участников, TeenMedia в рамках Дальневосточного МедиаСаммита — 60 школьников, Открытая программа олимпиады НТИ — 40 участников, конференция EdCrunch — 1500 участников. Сотрудничая с детским центром «Океан» мы уже вовлекли в процесс больше 5 500 школьников. ДВФУ и «Океан» являются давними партнерами в формировании системы работы с талантливой молодежью. Различные формы совместной работы с талантливыми школьниками позволяют ребятам со всей страны ярче проявить себя в науке и творчестве, а в дальнейшем пополнить ряды студентов ведущего вуза Дальнего Востока. 

Responsive image

— Как вы оцениваете результаты вашей работы? Есть какие-то критерии оценки?

— Да, есть. Во-первых, мы видим, что количество участников олимпиад на базе ДВФУ выросло почти в два раза, наши ребята демонстрируют отличный уровень подготовки в финалах профильных олимпиад. Имея на руках оценки, мы можем измерить это в баллах, в процентах — как угодно. Важно, что эти показатели стабильно растут. Увеличивается количество наших партнеров, желающих работать с талантливыми детьми, проводится все больше и больше различных интересных мероприятий. 

Первые результаты ЕГЭ в этом году уже показали, что двое участников наших программ стали 100-балльниками — Мария Авдеева (информатика) и Марина Катасонова (история). Высокие баллы по информатике набрали Маргарита Пасечник и Владимир Журавлев. Все эти дети — участники Тихоокеанских школ и других программ ДВФУ. Мы очень рассчитываем, что количество призеров и высокобалльников в Приморском крае вырастет в ближайшие годы именно благодаря целенаправленной работе с талантливыми детьми. 

Всего в течение 2017/18 учебного года участниками различных олимпиад стали 495 обучающихся системы довузовского образования. Наша задача сделать так, чтобы эта цифра год от года росла.

— Кроме олимпиад, какие еще есть достижения у довузовских подразделений ДВФУ?

— На самом деле, это очень обширный вопрос, потому что достижений много. Год от года выпускники 11 классов показывают высокие результаты итоговой аттестации. В этом году у нас 32 учащихся с аттестатами особого образца и медалями, семь ребят сдали ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов, количество выпускников с баллом ЕГЭ выше 90 баллов — около 60 человек. И это из 329 выпускников. Средний балл по всем предметам выше среднего по стране: например, по русскому языку — 78, что практически на 8 баллов выше среднего балла по стране. 

Responsive image

— Как вы проводите работу с учителями?

— Учителя — это основной ресурс. Мы гордимся учителями, которые работают в наших структурных подразделениях. В этом году совместно со Школой педагогики ДВФУ провели курсы повышения квалификации для 32 директоров и завучей школ по программе «Менеджмент в образовании». Делегация учителей приняла участие в Международном салоне образования в Москве, а также посетила лучшие школы столицы ГБОУ г. Москвы № 1733, №2030, Гимназию им. Е.М. Примакова, Новую школу. Договорились о сотрудничестве. Так, в марте 2018 года прошла совместная проектная сессия структурных подразделений ДВФУ и школьного совета ГБОУ г. Москвы №2030 с разработкой плана совместной внеучебной деятельности. Формируем кадровый резерв.

— Да, работа идет активная, сколько же ресурсов на это требуется?

— На сегодняшний день в структуре Департамента довузовского образования ДВФУ существует восемь подразделений, размещенных в семи зданиях, осуществляющих программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования. Общий контингент довузовских подразделений — 2800 человек, из которых 295 человек — педагоги.