Тихоокеанская математическая школа ДВФУ

  • 01(1).jpg
  • 930х400.jpg

Что? Где? Когда?

Тихоокеанская математическая школа ДВФУ,
кампус на о. Русском,
с 27 по 31 марта 2017 года

Организаторы:

  • Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет»
  • Дальневосточное отделение Российской академии наук
  • Администрация Приморского края
  • Образовательный центр «Сириус»

Координаторы проекта:

  • Чеботарев Александр Юрьевич, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики, математического и компьютерного моделирования ДВФУ
  • Первухин Михаил Александрович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры алгебры, геометрии и анализа ДВФУ

Эксперты и консультанты:

  • Случ Михаил Ильич, заместитель руководителя Фонда “Талант и успех” по направлению “Наука” (г. Сочи)
  • Устиловская Алла Алексеевна, кандидат психологических наук, учитель математики, доцент Инженерной школы (факультета) Московского политехнического университета (г. Москва)
  • Павленко Галина Владимировна, начальник управления по развитию инноваций в образовании, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

Актуальность образовательной программы

Система математического образования на ступени общего среднего образования сегодня приобрела исключительную значимость и как элемент современной культуры, и как средство развития интеллектуальных качеств подрастающего поколения. То, что математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни и является одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса, подчеркивается в Указе Президента Российской Федерации и Концепции развития математического образования в Российской Федерации, принятой в декабре 2013 года.

Согласно Концепции, понятие «ребенок, не способный к математике» должно исчезнуть из лексикона учителей, родителей, школьников и общества в целом. Как отмечает один из учеников А.Н. Колмогорова профессор МГУ В.М. Тихомиров: «Важнейшая задача математического просвещения - возбудить в человеке интерес к самому себе, как мыслящей личности. Каждый человек должен научиться рассуждать и решать задачи. Всех надо обучать на общедоступном и осмысленном материале, чтобы не закрадывалась мысль о заумности и бессодержательности нашего предмета». Математические знания не являются сложными для понимания, но их усвоение требует и хороших пояснений учителя и самостоятельных усилий ума учащегося для их постижения. От современного преподавателя математики требуется не только глубокое знание предмета, но и увлечение математикой, желание и умение излагать ее просто, интересно, творчески.

Для повышения общей математической культуры, выявления и развития математических способностей школьников необходимы разнообразные формы работы с ними, дополняющие, углубляющие обязательные школьные занятия математикой. Это школьные математические кружки, математические олимпиады разных уровней, заочные математические школы, сезонные математические школы, математические турниры и фестивали и т.д. Эта работа должна охватывать как можно более широкий круг учеников из самых разных городов и поселков.

История школьного математического образования Приморского края уходит корнями в 60-е годы к истокам открытия юношеской математической школы (ЮМШ) при ДВГУ. Занятия шли по вечерам, поступить в ЮМШ было непросто, конкурс был серьезный. В школе обучались будущие призеры и победители краевых, Всероссийских и Всесоюзных олимпиад. Выпускники школы сегодня это известные ученые – математики и физики, преподаватели ведущих университетов и физико-математических школ страны.

Одним из преподавателей ЮМШ был Пак Геннадий Константинович, кандидат физико-математических наук, профессор ДВФУ, автор многочисленных изданий для подготовки абитуриентов и школьников к олимпиадам. Всю свою жизнь он посвятил воспитанию нового поколения математиков, поддерживал и развивал математическое образование в крае. К сожалению, 2 января 2017 года Геннадия Константиновича не стало. Первая Тихоокеанская математическая школа посвящена памяти Учителя, внесшего значительный вклад в развитие математического образования в стране и воспитавшего не одно поколение математиков Приморского края.

В последние годы в Приморском крае значительно упал уровень математической подготовки школьников. Об этом свидетельствуют результаты Всероссийских олимпиад и результаты единого государственного экзамена по математике. В связи с этим особую актуальность приобретает задача создания краевой системы математического образования на ступени общего среднего образования, обеспечивающей высокое качество математической подготовки школьников.

Образовательная программа «Тихоокеанская математическая школа ДВФУ» призвана поддержать преемственность и непрерывность, а также возродить и закрепить лучшие традиции математического образования в Приморском крае.