Ученые ДВФУ расширяют исследование влияния выхлопных газов на экологию

23 ноября 2017 - Наука и инновации

Ученые Дальневосточного федерального университета расширяют проект по изучению влияния выхлопных газов автомобилей на экологию города. Вместе с легковыми машинами под исследование попадут мотоциклы, автобусы, большегрузный, водный и железнодорожный транспорт, что позволит комплексно оценить воздействие частиц выхлопов на окружающую среду. Наряду с российскими и европейскими городами, где уже собирают пробы, к проекту подключаются крупные промышленные центры Китая и Республики Корея.

Исследование проводится в ДВФУ под руководством главного токсиколога Европы, президента Ассоциации европейских токсикологов — Eurotox Аристидиса Тсатсакиса (Греция).

«Мы успешно провели первую часть исследований и приняли решение расширить проект на другие виды городского транспорта, чтобы получить комплексную картину, — сообщил Аристидис Тсатсакис. — Проблема чистого воздуха волнует жителей всех городов, особенно в развивающихся странах с множеством предприятий. Наш проект уже привлек внимание азиатских коллег, которые предложили провести исследования в промышленных центрах Китая и Кореи».

Для работы над масштабным проектом ДВФУ собрал международную сеть ученых, которые работают параллельно в нескольких крупных городах России, Италии, Португалии, Греции и Румынии. Уже получено несколько тысяч проб твердых частиц выхлопов, которые содержат токсические вещества, сажу, различные металлы, редкоземельные элементы, в том числе в виде наночастиц. В лабораторных условиях тщательно изучают их состав, свойства, реакции клеток и животных на эти вещества.

По результатам исследований участники уже пришли к неутешительным выводам. Подтвердилось, что новые автомобили представляют для экологии не меньшую опасность, чем устаревшие модели с большим пробегом и износом двигателя. Опыты на крысах показали: углеродные нановолокна, которые в большом количестве содержатся в выхлопах, снижают поведенческие функции и познавательную активность. Получены новые данные о влиянии выхлопов на проявление разных аллергических реакций.

«Конечно, ученые и раньше предполагали, что автомобильные выхлопы негативно влияют на экологию и здоровье, но для принятия кардинальных решений в области регулирования норм загрязнения необходимо веское научное обоснование, — пояснил Аристидис Тсатсакис. — Только изучив проблему с разных сторон и зафиксировав эти результаты, Eurotox сможет обратиться к государственным органам с предложением скорректировать действующее законодательство и стандарты топлива».

Проект поддерживается грантом Российского научного фонда и рассчитан до 2018 года. Главной площадкой для работы ученых в Дальневосточном федеральном университете выступает Научно-образовательный центр «Нанотехнологии» Инженерной школы.

Пресс-служба ДВФУ,
press@dvfu.ru