<Title language-id="en_US">Мировому сообществу не нужен слабый Дальний Восток

3 сентября 2012 - Новости ДВФУ

О нынешней экономической ситуации, перспективах развития Дальневосточного региона, состоянии экономической науки в интервью РИА «Дейта» директора  Школы экономики и менеджмента ДВФУ, доктора экономических наук, профессора Виктора Белкина.

Дейта: Виктор Григорьевич, прежде всего, как экономист, скажите, как вы оцениваете нынешнюю экономическую ситуацию в регионе?

В. Белкин: Экономическая ситуация на Дальнем Востоке неравномерна. Некоторым регионам повезло больше, чем другим. К «везунчикам» можно отнести Якутию, Сахалин, юг Приморья. В целом экономика Дальнего Востока носит сырьевой характер. На мой взгляд, эта тенденция сохранится на ближайшие несколько десятилетий, как и в целом и в стране. Но в Дальневосточном регионе этот сырьевой характер более ярко выражен.

Дейта: Какие экономические перспективы, на Ваш взгляд, появятся у Владивостока после саммита АТЭС?

В. Белкин: То развитие, которое сейчас получает Владивосток, стройки объектов саммита - это лишь видимая часть айсберга. Вопрос гораздо глубже и шире, чем сам саммит. Он — лишь одно из мероприятий, которое продлится несколько дней. На мой взгляд, саммит на развитие экономики повлияет мало. Это больше мероприятие политическое, оно проводится ежегодно. На повестке будут проблемы, интересные странам-участницам. Никто не будет выносить на этот саммит исключительно российские вопросы.

С другой стороны, остаётся ещё геополитический фактор. А развитие Владивостока — вопрос как раз геополитический. Не случайно и наш Президент призывает построить город по типу Гонконга или Сингапура. Эти города стояли на стыке цивилизаций. И сегодня на стыке цивилизаций оказался город Владивосток. И России необходимо развиваться здесь, понимая, что центр по многим вопросам уже сместился в Азию. Китай, Индия, Вьетнам, Малайзия, Индонезия — все эти страны сейчас играют всё большую роль и в мировой экономике, и в политике. Так что очевидно — как и Пётр прорубал окно в Европу, России сейчас нужно прорубать окно в Азию. Для этого и необходимо развивать экономику, образование. Создать на Дальнем Востоке товарно-сырьевую биржу, фондовую биржу. Такие попытки уже были в 90-е годы, но результатов не имели.

Сегодня Владивосток — своеобразная «точка входа» к ресурсам на огромной территории Сибири и Дальнего Востока до Байкала, может быть и дальше. Мировому сообществу сейчас не нужен слабый Дальний Восток России — это повлечёт за собой новый передел сфер влияния, что негативно скажется на политической и экономической стабильности. Нынешнее положение дел большинство стран устраивает. Они наоборот заинтересованы в том, чтобы регион не слабел, а развивался. То, что сейчас происходит во Владивостоке — это чисто геополитический проект. Понятно мнения скептиков: это дорого, невыгодно, как это содержать? Да, это непривычно, это недешево, но, я думаю, что будут и следующие шаги. Большое решение принято — эти территории будут развивать и укреплять.

Дейта: Много говорится о том, что саммит привлечет инвестиции. Насколько существенным будет приток инвестиций в экономику региона?

В. Белкин: Привлечение инвестиций — вопрос открытый. Проблема известна и широко дискутируема. Пока в России нет инвестиционного климата, нет его и на Дальнем Востоке. Помимо этого, здесь есть ещё одна немаловажная проблема — высокая стоимость энергоресурсов. Причина этого — вопрос сложный. Экономика и политика — связанные вещи. В экономике возможно ресурсы перераспределять. Есть интересный факт: предприятиям КНР российская энергия обходится в 5 раз дешевле, чем дальневосточным. Это вопрос политики — того кто принимает эти решения. А как зарубежным инвесторам строить здесь предприятия, если издержки производства в несколько раз выше? И не забывайте, что в России ещё и зима холодная. Да и не будут здесь дальневосточники работать на конвейере за зарплату, как в Китае. Плюс к этому — малочисленность населения — для кого производить? А если куда-то везти — далеко, это транспортные издержки. Именно поэтому и пользуется спросом то, что необходимо на рынках Азии. А это ресурсы.

Дейта: Каков ваш прогноз на развитие дальневосточный экономики после саммита АТЭС? Что, по вашему мнению, и по мнению учёных, занимающихся экономической наукой, необходимо сделать для того, чтобы экономическая ситуация в регионе улучшилась?

В. Белкин: Пока не изменится инвестиционный климат, вряд ли что-то будет меняться. По-прежнему будут развиваться сырьевые отрасли — газ, нефть, рыбная отрасль. Плюс сфера услуг, например, туризм. Многие отрасли догонять бессмысленно — мы безнадёжно отстали. Поэтому развивать нужно то, в чём мы были традиционно сильны — вооружение, космос, то, что связано с океаном. Разумеется, при этом необходимо использовать высокие технологии. К сожалению, для данных отраслей научный и промышленный потенциал здесь недостаточен. Необходимы большие финансовые вложения во всё это.

Дейта: Может ли нынешняя высшая экономическая школа обеспечить квалифицированными специалистами предприятия дальневосточного региона?

В. Белкин: Говоря о подготовке экономических кадров, я должен заметить, что этот вопрос тесно связан с теневой экономикой. Сейчас и на Дальнем Востоке, и в России присутствует нерыночная конкуренция. По-прежнему сильны неправовые методы. А как вы думаете, какие кадры нужны, если в экономике нет разумной конкуренции? Очевидно, что они не обязательно должны быть квалифицированы.

В подготовке экономистов есть много проблем. Менеджмент России не использует достижения отечественной и зарубежной науки. Приведу пример. Такие отрасли как макроэкономический анализ, макроэкономическое управление давно не используются. Важнейший экономический инструмент — межотраслевой баланс забыт. Без него проблематично прогнозировать и предотвращать валютно-фондовые кризисы, как и минимизировать их последствия. Ни на уровне России, ни на уровне субъектов никто этим не занимается. Мы — учёные, для себя такой баланс составляли. Но это было  достаточно давно. На новые исследования  нужны средства.

Дейта: Снова вернемся к проблемам образования. Цена обучения во Владивостоке по специальности «экономика» на очном отделении ДВФУ — 105 000 рублей в год. Средняя зарплата по Приморскому краю — 20 000 рублей. Обусловлена ли столь высокая цена исключительно высоким качеством образования, или есть и  другие причины?

В. Белкин: Во многом принятие этого решения обусловлено приказом министерства образования от 20 декабря 2010 г. № 1898. Согласно нему, вузы должны устанавливать величину оплаты за обучение, не менее суммы, выделяемой бюджетом на одного студента. Поэтому была подсчитана средняя сумма, выделяемая на одного студента в 4-х вузах. Без учета стипендии и пособия она составила 92 000 рублей. Это притом, что по сравнению зарубежными странами у нас финансирование на одного студента в несколько раз ниже. Для продвижения  инженерных и естественнонаучных специальностей мы намерено занизили стоимость платного обучения. На гуманитарные специальности, напротив,  цену увеличили. Я считаю, что в  данном решении есть резон. Логика в следующем: лучше одного обучить за 90 тысяч, но хорошо, чем троих за 30, но плохо. Для обучения трёх нужно в три раза больше преподавателей, аудиторий и тому подобное.

С другой стороны, ДВФУ нуждается в качественных абитуриентах. Именно поэтому для поступления в университет, баллов по ЕГЭ необходимо набрать больше, чем определено по стране. Университет желает приглашать видных учёных из-за рубежа. Это абсолютно нормальное стремление. Приглашать этих людей невозможно без затрат. Преподаватели ДВГУ, ДВГТУ, ТГЭУ — одни и те же уже многие годы. Они работают на износ. Когда им заниматься новыми исследованиями? Поэтому новые лица в преподавательской среде — дело очень серьёзное. Но здесь не обойтись без затрат.

Дейта: Какие изменения планируются в экономическом образовании в Дальневосточном федеральном университете?

В. Белкин: Главное изменение, которое у всех на слуху — это, конечно же, двухуровневая система подготовки. Бакалавриат и магистратура. Бакалавриат даёт преимущество в том, что студент может получить общие знания по направлению, а дальше сам волен планировать свою жизнь. Если ему будет необходимо, он сможет углубить знания по предмету. В целом это будет дешевле для общества, чем переучивать специалиста с пятилетним образованием. Я сейчас говорю только об экономистах. Бакалавриат по экономическим дисциплинам в рыночных условиях более обоснован. Это обусловлено тем, что человек в рыночной экономике 5–6 раз меняет место работы. На Западе студенты учатся 2–3 года, на последних курсах все уже работают. ДВФУ тоже будет стремиться к этому.


Мировому сообществу не нужен слабый Дальний Восток">