Об этом рассказал почетный строитель и архитектор России, профессор Валентин Аникеев на своей лекции в Научной библиотеке ДВФУ.
Во время открытой дискуссии «Владивосток после саммита АТЭС», которая прошла 6 августа в Научной библиотеке ДВФУ, говорили не только о том, что ждет город после главного дальневосточного события последних лет. Значительную часть лекции почетный строитель и архитектор России, профессор кафедры архитектуры и градостроительства Инженерной школы ДВФУ Валентин Аникеев посвятил именно рассказу о том, как приморская столица стала такой, какой мы видим ее сегодня.
Так, например, центральные улицы Владивостока были спроектированы в генеральном плане города еще в конце XIX века. Мосты через бухту Золотой Рог и на остров Русский «наводили» (правда, только на картах), начиная с 30-х годов прошлого века: первым соединить два берега Золотого Рога канатной дорогой предлагал генеральный план Евгения Васильева. А вот идея высокого моста, похожего на знаменитые «Золотые ворота», глубоко «засела» в умах градостроителей Владивостока с 60-х годов – после визита первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева во Владивосток. Никита Сергеевич тогда настаивал, что необходимо сделать приморскую столицу «не хуже, чем Сан-Франциско».
По плану города, утвержденному в 1939 году, на месте знаменитой телевышки на сопке «Орлиное гнездо», мерцающей каждую ночь, мог появиться огромный памятник-маяк Владимиру Ленину, а театр оперы и балета, возводимый сегодня, был запроектирован еще в середине XX века.
В 60-х годах вместе с генеральным планом большой застройки Владивостока (именно тогда стали появляться жилые районы на Второй речке и в бухте Тихой) зародилась идея создать зеленую парковою зону вдоль всего Амурского залива. Тогда же градостроители решились и на постройку «небоскреба» в семь этажей для Дома Советов, который позже превратился в 18-этажный «Белый дом».
В создании генерального плана Владивостока 1976 года принимал участие уже сам лектор – Валентин Аникеев. Его план застройки города, рассчитанный на 720-800 тысяч жителей, утвердили только в 1983 году. Кстати, присоединив к Владивостоку Артем и Надеждинск, в приморской столице по плану Аникеева должно было появиться и метро.
Застройка полуострова Саперный Русского острова (как раз там, где сегодня возвели новый кампус ДВФУ) была запланирована еще в 1985 году, а мостовой переход «Де-Фриз – Седанка» – в 1999 году. Кстати, этот низководный мост группа экспертов по общественному приему объектов саммита АТЭС отправилась проверять уже сегодня, 7 августа.
По словам Валентина Васильевича, изначально местом проведения саммита АТЭС во Владивостоке была выбрана бухта Лазурная (Шамора).
– Благодаря тому, что все-таки саммит было решено провести на острове Русском, нам удалось решить многие проблемы города. Это строительство очистных сооружений, объездной дороги на Патрокл, реконструкция улиц и ремонт фасадов зданий, строительство третьего водовода и, конечно, мостов, – отметил Валентин Аникеев.
Главной проблемой для Владивостока и 50 лет назад, и сегодня является организация транспортного движения в городе. Как рассказал Валентин Васильевич, к саммиту было разработано две схемы расположения дорог. Первую выдвинул бывший губернатор Приморья Сергей Дарькин; но эта схема, по мнению Аникеева, не учитывала все проблемы дорожной структуры города, поэтому он предложил другую. В итоге «аникеевская» схема и была принята правительством РФ, но с некоторой корректировкой. По плану Валентина Васильевича дорога была кольцевой, в ней также фигурировал низководный мост-эстакада с полуострова Эгершельд на остров Русский.
– На данный момент не реализована большая часть генплана 1989 года, который разрабатывали и при моем участии. Если бы тот план воплотили в жизнь, то мы бы сейчас имели совершенно другую картину города и не сталкивались с многими проблемами, которые существуют сегодня, – подвел итоги Валентин Аникеев.