<Title language-id="en_US">Иван Штыль: "Я увидел, что такое Олимпиада, и понял, что у меня есть стимул попробовать это ещё раз"

9 октября 2012 - Новости ДВФУ

Бронзовый  призёр лондонской Олимпиады в гребле на каное-одиночке, студент Дальневосточного федерального университета Иван Штыль рассказал о впечатлениях от Олимпиады, правильном отношении к спорту, изучении психологии и планах на Рио-де-Жанейро.

 Иван Штыль

— Какие впечатления у вас остались от Великобритании?

 

— Позитивные: я там был уже в третий раз, включая турнир этого года по гребле на байдарках и каноэ в Лондоне. Я всякий раз восхищаюсь их порядком. Впрочем, порядок, наверное, есть на любой Олимпиаде. Это были мои первые Игры, и я каждому рекомендую хотя бы раз в жизни посмотреть, что это такое, окунуться в атмосферу праздника, борьбы и спортивной интриги. Это необходимо для каждого человека.

 

- Бронзовая медаль была приятной неожиданностью, или вы, напротив, ждали большего от себя?

 

- Лично я ожидал от себя большего. Хотел большего в моем понимании, особенно после того, как я увидел, на что я реально способен. Тем, что получилось, я очень доволен, учитывая ситуацию, которая была на тот момент. Если говорить про финал, увидев то, что происходит, я понял что тут "или пан, или пропал". Мне пришлось привести все свои знания, умения в такую боевую готовность, чтобы получилась медаль. На старте я понял, что нужна медаль, ни я, ни общество мне другого варианта не оставляли.

 

— Даже сейчас, спустя время, не появилось сожаления, что не выиграли золото?

 

— Нет. Наоборот, только укрепился во мнении, что любая медаль – это большой успех. К тому же профессионалы понимают, что мы соревновались в неравных условиях, и не предъявляют ко мне претензий. Людям, не знакомым со спецификой данного вида спорта, это понять сложнее, поэтому у меня периодически спрашивают: "Как же ты попал в финал с лучшим временем, а там проиграл?"

 

— Фактор везения на дистанции 200 метров больше, чем на 500 или 1000 метрах?

 

— Это спринт, в котором действуют те же правила, что и на коротких дистанциях в других видах спорта. Готовишься к нему ты очень долго, а пролетает он за несколько секунд. Каждая ошибка имеет здесь большую цену и сильно отдаляет тебя от победы, поэтому здесь нужна предельная концентрация. На стайерских дистанциях у тебя хотя бы есть время, чтобы эту ошибку исправить. Хотя, конечно, элемент лотереи всегда присутствует в спорте. У нас случайность чаще всего связана с погодными условиями. Чаще всего их влияние незначительно, но иногда велико, особенно это касается каноэ, где отсутствует рулевое устройство.

 

— На вас не давило малое количество золотых медалей в первую неделю?

 

— Нет, на меня гораздо больше давило томительное ожидание предстоящего старта, особенно когда не знаешь, на какой результат готов.

 

— Вас не шокировали переполненные трибуны в Лондоне на любом из видов спорта?

 

— Они интересуются спортом. В дни Олимпиады у них и по телевидению говорили не об одном футболе, а о каждой из дисциплин. У нас же в новостях вы хоть раз видели сюжет о гребле? Исключение – Олимпиада и чемпионат мира, на котором мы что-то выиграли. В остальное время людям неоткуда черпать информацию о нашем виде спорта. Как человек мог бы расширить кругозор, если бы в библиотеке не было книг?

 

— Китайцы готовы себя во многом ограничивать себя ради спорта, и это приносит им результат...

 

— У нас ограничения не менее жёсткие. К тому же многое зависит от менталитета. Если русского посадить в клетку, его не сделаешь этим лучше. Я вспоминаю, как после чемпионата мира по футболу вратаря сборной КНДР, проигравшей 0:7 португальцам, предлагали чуть ли не расстрелять. Всё же палку перегибать не стоит.

 

— Вы как-то сказали, что "пока ты первый – тебя все уважают, много друзей. Как только ты проиграл – всё, конец". Научились отличать псевдодрузей от настоящих или надо, как пел Высоцкий, обязательно вместе в горы идти?

 

— Когда у меня было снижение результатов, я научился отделять зёрна от плевел. Всё-таки не зря я много внимания уделяю жизненной психологии, думаю, оцениваю, наблюдаю, поэтому, смотря в глаза человеку, могу определить, чего он стоит.

 

— Вы учитесь в Дальневосточном федеральном университете по направлению «Психология». Насколько её изучение помогает вам в спорте при подготовке к соревнованиям?

 

— Психология даёт возможность мне расширить свой кругозор, потому что человек должен быть многогранен и интересоваться многими вещами, но быть специалистом он может только в чём-то одном. Нельзя быть одновременно специалистом в космонавтике и растениеводстве. Мне кажется, и будущее развития человека в том, чтобы быть с одной стороны разносторонне развитым, с другой специалистом в одной области.

 

— Насколько тяжело вам совмещать образование с занятиями спортом?

 

— Здесь главная проблема в понимании преподавателя. С понимающим преподавателем проблем у спортсмена не будет, а если преподаватель не понимает, как это было в начале моей учёбы, то трудности неизбежны. Однако в последнее время преподаватели Дальневосточного федерального университета повернулись лицом к моему виду спорта, и я надеюсь, что мы сможем продуктивно поработать вместе и помочь друг другу.

 

 

- Второе образование получаете для того, чтобы получить базу перед уходом из большого спорта?

 

– Я это делаю, чтобы узнать что-то новое. Прежде всего, чтобы найти возможность помочь себе в работе. Все в делах человека основано на психологии. Если человек подкован психологически, то ему всегда будет легче продвигать свои идеи. А чем я займусь по окончании карьеры, я еще не решил. Вот когда я сяду у себя в комнате и пойму, что я закончился как спортсмен, тогда и подумаю, а пока мне есть над чем работать и куда стремиться.

 

— Вы уже думали о следующей Олимпиаде в Рио? Есть ли желание попробовать что-то новое в подготовке?

 

— Я увидел, что такое Олимпиада, и понял, что у меня есть стимул попробовать это ещё раз. Получится или нет, покажет жизнь. Хочется проверить свои силы и на других дистанциях, кроме 200 метров, попробовать себя в двойке.

 

— Насколько велика разница в одиночке и двойке?

 

— В двойке важно стать единым организмом с партнёром, а в одиночке ты работаешь сам по себе, и всё зависит исключительно от твоей индивидуальной готовности и способности преодолеть самого себя. Поэтому бывает, что садятся в лодку люди, которые в одиночках никакие, а вместе срабатываются и побеждают.

Иван Штыль


Иван Штыль: "Я увидел, что такое Олимпиада, и понял, что у меня есть стимул попробовать это ещё раз"">