20 марта 2019 - Новости ДВФУ
Будильник для водителей и VR-приложения создают участники Олимпиады НТИ в ДВФУ

Будильник для засыпающих за рулем водителей, приложение погружения в виртуальную реальность и инновационную систему гидроакустической связи создают в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ). Разработчики — одаренные школьники из разных регионов России. Ребята участвуют в финале Олимпиады Национальной технологической инициативы (НТИ), которая с 18 по 22 марта проходит в кампусе на острове Русский.

Финал олимпиады в ДВФУ проводится по трем профилям: «Нейротехнологии», «Виртуальная и дополненная реальность» и «Водные робототехнические системы». В соревнованиях участвуют 93 школьника из 14 регионов страны. Ребята выполняют задачи, продиктованные технологическими вызовами современности. В частности, знатоки в области виртуальной реальности работают над тематическими приложениями, используя собственные трёхмерные модели. Те, кого интересует водная робототехника, собирают подводных роботов и создают систему гидроакустической связи. Юные нейротехнологи, в свою очередь, проектируют устройства, которые могли бы следить за водителем и будить его при первых признаках засыпания, предотвращая таким образом возможную аварию.

Как рассказали участники профиля «Нейротехнологии», задача, над которой они трудятся, направлена на создание устройства из отдельных датчиков и электроники. Автомобилисту потребуется надевать его на себя. Во время езды прибор станет измерять ключевые показания жизнедеятельности шофера: мозговые ритмы, пульс, сопротивление кожи, обрабатывать их и при необходимости давать пробуждающий сигнал.

«Это задание одновременно очень нужное для водителей большегрузного транспорта и строительной техники, и очень интересное с технической точки зрения. Ребята должны найти оптимальный способ обработки сигналов, чтобы устройство смогло правильно почувствовать момент засыпания человека», — отметил эксперт Олимпиады НТИ, специалист-разработчик компании «Битлаб» Федор Груздев.

Интересно, что многим финалистам олимпиады ДВФУ знаком не понаслышке. Школьники уже принимали участие в образовательных интенсивах и конкурсах вуза.

«В позапрошлом году я участвовала в Тихоокеанской проектной школе в ДВФУ. Там была лаборатория нейротехнологии, и я очень увлеклась. Считаю, что такие олимпиады, школы, хакатоны необходимы — они помогают выйти из зоны фундаментального погружения в предмет в теории и дают понять, как использовать знания на практике», — поделилась участница олимпиады, ученица физико-математической школы Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета Ксения Хорунжева.

«Я занимаюсь в центре робототехники для школьников при Благовещенском государственном педагогическом университете. Уже не раз был в ДВФУ, мы с командой приезжали готовиться к олимпиаде. Мне кажется, что уровень участников становится заметно выше. Здесь я могу видеть сильнейших, на кого можно равняться и чему еще следует поучиться», — рассказал десятиклассник из Амурской области Всеволод Сидоров.

Напомним, Олимпиада НТИ проводится для выявления и развития талантливых детей и направлена на реализацию целей НТИ — глобального технологического лидерства России к 2035 году. В 2018/2019 году мероприятие проводится по 19 профилям, в нем принимают участие свыше 38 000 школьников из 85 регионов России. Сильнейшие получат дополнительные баллы к ЕГЭ по одному из профильных предметов: математике, информатике, физике и биологии, а также льготы при поступлении в отечественные вузы.

Финалы соревнований традиционно устраивают на площадках ведущих вузов страны. Олимпиада проводится Кружковым движением НТИ, Агентством стратегических инициатив, Российской венчурной компанией совместно с ведущими вузами и технологическими лидерами страны.

ДВФУ впервые принял Олимпиаду НТИ в 2017–2018 учебном году и только по одному профилю — «Виртуальная и дополненная реальность». Более 3000 школьников со всей страны заочно решали задачи по линейной и векторной алгебре, демонстрировали знание инструментов для разработки VR/AR приложений, а в финале — выполняли реальную инженерную задачу, предполагающую создание приложения для уроков физики с использованием дополненной реальности.

Пресс-служба ДВФУ,
press@dvfu.ru