Доктор философских наук, заведующий кафедрой философии Школы гуманитарных наук ДВФУ Сергей Ячин рассказал в День российской науки о значении научного знания в современном мире и о том, что волнует ученых сегодня.
– Празднование Дня науки – это дань ее величайшему значению для человечества. Современное общество неслучайно называют «обществом, основанным на знаниях». Конечно, подразумеваются научные знания. Мысленно представим себе, что мы вычли тот вклад, который делает наука в производство одного только продовольствия – машины, технологии, селекция… Вычитаем науку – производительность труда падает в 5-6 раз. Следовательно, с уверенностью можно сказать: наука кормит человечество! И это касается всех остальных аспектов существования современного мира.
Может быть, именно в день чествования науки следует сказать о проблеме экономической оценки ее значимости. До сих пор не существует экономического механизма, который бы позволил адекватно оценить вклад науки в благосостояние современного человечества. Труд ученого и его продукт – новое знание – пытаются оценивать по аналогии с производством вещей. Сегодня такая же проблема стоит в оценке природных ресурсов. Все понимают, что чистый воздух, чистая вода, лес – величайшие ценности, а сколько они стоят, непонятно. Точно так же нет ясного понимания, сколько стоят знания. С помощью одних рыночных механизмов оценить вклад науки невозможно.
Я много лет читаю аспирантам курс «Философии науки». Считаю важным для каждого ученого понимать антропологические, культурные и социальные механизмы современной науки. Наука – сложная система. Во-первых, это особый вид познавательной творческой деятельности, имеющей специфическую мотивацию. Во-вторых, наука – это особая культурно-историческая форма аргументативного знания. И, наконец, наука – это социальный институт по производству нового знания. Управление наукой требует согласования этих измерений, что далеко не просто. Трудности в самоорганизации и самоуправлении научных сообществ во многом связаны с тем, что ученые по-разному понимают то, чем они занимаются. Мировые компании, работающие в области высоких технологий, сталкиваются с задачами управления коллективным творческим процессом и понимают, что здесь нужна другая логика. Это логика формирования творческой среды, в которой вырастают таланты и новаторские решения. Примеры этого дают многие передовые университеты и мировые компании типа Microsoft и Apple.
Я думаю, что люди, связавшие свою жизнь с наукой, делают правильный выбор. Значение науки и ученых будет только возрастать.