ДВФУ и «Коммуникационная лаборатория» РВК провели секции о научных коммуникациях

13 июня 2017 - Новости ДВФУ

Продвижение научного контента в средствах массовой информации стало главной темой серии мероприятий Дальневосточного медиасаммита, которые 8 и 9 июня провели Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) и Российская венчурная компания (РВК). Спикеры обсудили удачные примеры создания научно-популярного контента, которые рождаются в партнерстве вузов и медиа, пути продвижения научных новостей для массовой аудитории.

«Сегодня каждый вуз заинтересован в продвижении собственного бренда, и многие университеты главной новостной повесткой выбрали результаты собственных исследований, — отметил исполняющий обязанности ректора ДВФУ Никита Анисимов. — Но если в центральной части России научные коммуникации активно развиваются, то на Дальнем Востоке в этой области пробуют себя пока только единицы. А между тем, дальневосточная наука, в том числе университетская, обладает огромным потенциалом, и очень важно просто и убедительно рассказывать о новых открытиях, прорывных исследованиях, уникальных изобретениях».

Модераторами первой дискуссии выступали проректор по развитию ДВФУ Дмитрий Земцов и руководитель направления по развитию информационной структуры РВК Наталья Смелкова.

Наталья Смелкова рассказала студентам, молодым ученым и сотрудникам пресс-служб о проекте «Коммуникационная лаборатория», который РВК запустила три года назад для развития научных коммуникаций в университетах и научных центрах. Проведя в 2014 году первое исследование, команда «Коммуникационной лаборатории» обнаружила, что в России на каждую 1000 сотрудников в науке приходится всего 0,4 специалиста по PR, тогда как в США и Европе этот показатель в 10 раз выше. Доля организаций, имеющих специализированную команду или хотя бы одного специалиста по внешним коммуникациям, составляла всего 22%. Но уже по оценкам 2016 года этот показатель вырос до 29,8%.

Во время дискуссии эксперты из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Томска и других городов отследили всю цепочку формирования научного контента: от публикации статьи в научном издании до создания неформатных информационных сообщений для разных целевых аудиторий. Помимо стандартных пресс-релизов и новостей, эксперты представили другие виды нетривиального продвижения: научно-популярные анимационные ролики, музыкальные пародии, юмористические паблики в социальных сетях и прочие.

Особый упор участники дискуссии сделали на продвижении достижений ученых и разработчиков, специфике новостей о науке, которые выводят публикации в топ. Для этого университеты и медиа делились своими лайфхаками «подачи» научного контента, в том числе и в развлекательной форме, а также обсудили клип Университета ИТМО «Хирш растет», который суммарно набрал более 500 000 просмотров.

«Университет меняет вокруг себя мир через инновации, образование, сложные наукоемкие проекты, — отметил проректор по развитию ДВФУ Дмитрий Земцов. — Но все это невозможно, если о достижениях ученых не знает общество. Поэтому университет должен выстроить коммуникацию и получать обратную связь».

Директор Центра научной коммуникации Университета ИТМО (Санкт-Петербург) Дмитрий Мальков представил выдержку из исследования по развитию научных коммуникаций в России. Спикер отметил, что в последние несколько лет наблюдается стремительный рост инициатив и проектов, связанных с коммуникацией науки. Количество тематических публикаций в СМИ за последние три года выросло на 25%, доля публикаций о точных науках — на 16%. Дмитрий Мальков также упомянул, что новость ДВФУ об обнаружении «скирмионного эффекта Холла» стала одной из самых цитируемых с начала 2017 года.

Прежде чем научный контент преобразуется до текста, воспринимаемого широкой аудиторией, он должен быть верифицирован научным сообществом. Инженер отдела развития публикационной активности Томского политехнического университета Ксения Камышняя рассказала об уникальном проекте «Ракета Хирша» — примере работы с учеными по продвижению статей в специализированные высокорейтинговые научные журналы.

В режиме онлайн опытом работы с материалами вузов поделились главный редактор портала «N+1» Андрей Коняев, исполнительный директор Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН) Елена Брандт и руководитель группы по формированию информационной политики Фонда перспективных исследований Елена Когтева.

Все спикеры сошлись во мнении, что для современного университета научные коммуникации имеют особое значение. Освещение открытий стало еще одной миссией вузов — причем важно не просто описывать результаты, а делать это интересно и максимально доступно для людей, не имеющих отношения к науке. Елена Брандт подчеркнула важность для университетов такого сервиса, как агрегатор научных новостей «Открытая наука», запущенного два года назад «Коммуникационной лабораторией» РВК и переданного в этом году для дальнейшего развития АКСОНу.

Главной темой следующей сессии медиасаммита стала научная повестка в региональных медиа. В федеральных печатных или интернет СМИ рубрика «Наука и технологии» уже данность. Истории об ученых, их открытиях и стиле жизни все чаще появляются на полосах самых разных изданий. Но, как правило, региональные медиа не занимаются освещением таких тематик постоянно, даже если в регионе значительно представлен технологический бизнес и сильное подразделение Российской академии наук.

На встрече руководитель направления развития медиа РВК Екатерина Долгуева представила «Медиа Акселератор» — проект, в рамках которого поддерживаются профильные рубрики в СМИ, проводится профессиональная конференция и реализуется образовательная программа. Директор по маркетингу челябинского издания Feelmore Мария Коннова, совладелец питерского «Бумага Медиа» Мария Рзаева и редактор интернет-проектов компании «Золотой Рог» Марина Божко рассказали, как научные мероприятия и публикации помогли им развить свои медийные проекты, привлечь новых стратегических и финансовых партнеров, нарастить аудиторию и разнообразить контент.

Дальневосточный медиасаммит проходил в ДВФУ 8-10 июня. Форум собрал более 3500 журналистов, работников пресс-служб, представителей власти и общественных организаций из всех субъектов Дальнего Востока, центральных регионов России, а также Китая и Японии. Медиасаммит проводится с 2014 года, и ДВФУ выступает одним из его постоянных организаторов наряду с администрацией Приморского края и региональным отделением Союза журналистов. В этом году форум состоялся под эгидой аппарата полномочного представителя Президента России в Дальневосточном округе Юрия Трутнева.

Пресс-служба ДВФУ,
press@dvfu.ru

Фото Анастасии Котляровой
и Ксении Бердецкой,
FEFU.PHOTO