Итоги исследования готовности российских школ к VR/AR подвели в Центре НТИ ДВФУ

2 ноября 2020 - Новости ДВФУ

Центр Национальной технологической инициативы по направлению «Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности» Дальневосточного федерального университета (Центр НТИ ДВФУ по VR/AR) завершил масштабный опрос российских школ о готовности к применению виртуальной и дополненной реальности в учебном процессе. Результаты анкетирования были представлены на онлайн-конференции Международного информагентства «Россия сегодня».

Основная задача анкетирования — изучение уровня оснащенности школ VR-оборудованием и отношения педагогов к технологии. В нем приняли участие более 20 000 педагогов и руководителей̆ образовательных организаций из 80 регионов страны, а также преподаватели детских технопарков «Кванториум» и центров «IT-куб», центров «Точка роста» и дополнительного образования «Дом научной коллаборации». 

«Программа всероссийской апробации образовательных приложений виртуальной и дополненной реальности — уникальный проект, аналогов которого по масштабности нет в мире. Центром НТИ ДВФУ получено более 800 заявок на участие от школ и 35 проектов от компаний-разработчиков образовательного ПО с виртуальной и дополненной реальностью. Проведение такой масштабной программы апробации позволит эффективно применять новейшие технологии и методики в учебном процессе, предоставив учителям доступ к качественному контенту, а разработчикам возможность получения обратной связи по созданным проектам», — сообщил проректор по развитию ДВФУ Дмитрий Земцов.

По результатам исследования, в отдельных российских образовательных учреждениях, в том числе региональных, уже сейчас есть возможность применять новейшие технологии в обучении. Однако на данный момент полноценно оснащенных VR-оборудованием школ в стране - единицы. По количеству таких учреждений лидерами (более 30) стали Самарская, Орловская и Московская области, Ставропольский и Хабаровский края, а также Республика Саха (Якутия). Распространению AR/VR-технологий также способствует формирование детских технопарков и IT-центров. Например, в 81 субъекте России в малых городах создано 5000 центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».  

Результаты опроса среди школ, где уже закуплено VR/AR-оборудование, показали готовность и интерес педагогов к применению технологий виртуальной реальности. 45% опрошенных изучают или уже понимают, каким образом возможно применять ее в процессе обучения, а 26% учителей знают о VR/AR, но еще не использовали. 

«Очень важным моментом, который сдерживает распространение, является разработка педагогических технологий. Учитель должен увидеть, как VR можно естественно включить в живую нить урока... Педагог должен ориентироваться на результаты ребят, речь идет об интеграции и развитии таланта. Мы считаем, что это неразрывно связано», — поделился руководитель Центра качества образования Москвы Иван Ященко.

При этом 57% учителей согласны с тем, что виртуальная реальность позволяет учитывать индивидуальные различия обучающихся и улучшает усвоение важных понятий и идей, а 75% опрошенных считают, что VR способствует развитию коммуникативных навыков. 

Стоит отметить, что успешное применение технологий виртуальной реальности возможно при качественной подготовке всех учителей и наличию IT-персонала для сервисного сопровождения. В настоящее время еще не все учителя достаточно глубоко погружены в нюансы работы с необходимой для этого техникой. Это может стать существенным барьером для внедрения технологии, особенно в 27% опрошенных образовательных учреждений, которые не имеют соответствующего персонала. 

«Технологический мир развивается очень быстро. Мы должны создавать в школе современную среду. Готовность педагогов — один из важных элементов наравне с поставкой оборудования. Я думаю, что отдельные элементы [VR-технологии] точно будут в ближайшее время доступны. Пройдет 2-3 года, и во всех школах это должно быть и будет. Вопрос в готовности работы учителей», — считает первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Дмитрий Глушко.

Программа всероссийской апробации приложений виртуальной и дополненной реальности для образования направлена на оценку возможностей применения VR/AR-технологий в учебном процессе в масштабах всей страны. Программа поддерживается Министерством просвещения Российской Федерации и направлена на решение задач, закрепленных в нацпроекте «Образование», а также в проекте «Цифровая экономика» и в государственной программе «Развитие образования».

Центр компетенций НТИ по направлению «Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности» создан в Дальневосточном федеральном университете в 2017 году по программе Национальной технологической инициативы для развития технологий виртуальной и дополненной реальностей, поддержки высокотехнологичных российских разработок и интеграции их в бизнес-проекты в России и за рубежом. Центр объединяет большинство ключевых игроков, разрабатывающих высокотехнологичные AR/VR-проекты в рамках Консорциума по виртуальной и дополненной реальностям, а также активно работает с сообществом совместно с AVRA Ассоциацией AR/VR. Основными направлениями деятельности Центра является создание инновационных и социально важных решений с AR/VR-технологиями в образовании, медицине, промышленности.

Пресс-служба ДВФУ,
press@dvfu.ru