6 сентября в Дальневосточном федеральном университете в рамках VII Восточного экономического форума состоялась дискуссия «Высшее на Востоке: новое качество образования». Эксперты со всей России обсудили проблемы высшего образования Дальнего Востока и возможные пути их решения.
Одна из основных проблем высшего образования на Дальнем Востоке — неоправданные ожидания. У бизнеса и клиентов нет доверия к университету, а у работодателей — к выпускникам. Главная задача вузов макрорегиона — преодолеть разрыв с компаниями и трансформировать сферу образования под новые вызовы.
«Университеты отстают по моделям управления. Мы сталкиваемся с тем, что они хаотичны, и тут у нас много дефицитов. Если не будем менять ситуацию, результатов не добьемся», — обозначил Министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
Один из путей решения — максимально интегрировать бизнес-индустрию в органы управления университетами. Это позволит правильно ставить задачи и формировать трудовой потенциал не только конкретного работодателя, но и региона и всей страны в целом. В Дальневосточном федеральном университете эту интеграцию облегчает передовая инженерная школа (ПИШ) «Институт биотехнологий, биоинженерии и пищевых систем», якорным партнером которого выступает группа компаний «Арника».
Методы ПИШ довольно сильно отличаются от методов, которые используются в академической среде: другая постановка задач, другой подход к результату, к качеству преподавания и к самому абитуриенту. Тесная связь с бизнесом довольно быстро доказывает свою эффективность. Как отметил исполняющий обязанности ректора ДВФУ Борис Коробец в ходе своего выступления на дискуссии «Высшее на Востоке: новое качество образования», после внедрения ПИШ впервые за три года были заполнены все цифры приема, а на местах отмечался хороший конкурс. Ранее, несмотря на то, что биотехнологии — важное для страны направление с точки зрения продовольственного суверенитета, оно не пользовалось популярностью и балансировало на грани закрытия.
«Успех этого направления связан с тем, что мы наконец-то донесли абитуриентам, что такое биотехнологии в ДВФУ. Мы сделали это с помощью компании "Арника", с помощью задач, которые они ставят, и с помощью тех перспектив, которые они формируют. Самое важное, что теперь студенты понимают, что они будут делать после университета и могут ориентироваться на перспективы рынка биотехнологий и его экспортный потенциал для АТР. Мы будем и дальше развивать тесную взаимосвязь между бизнесом и нашим университетом и внедрять модели управления ПИШ для большинства образовательных направлений ДВФУ, стремясь, чтобы у каждого появился свой индустриальный партнер. Без этого я не вижу никакого будущего ни для образования, ни для работодателей», — считает Борис Коробец.
«Только таким образом, ломая стереотипы, пересобирая уже устоявшиеся механизмы, мы можем достичь высокого результата. Тогда Дальний Восток как Русская Азия, как регион, граничащий с самыми динамичными странами мира, станет столь же привлекательным в области получения высшего образования, каким он выглядит в области развития экономики», — отметил Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Напомним, что федеральный проект «Передовые инженерные школы» стартовал в 2022 году по инициативе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Он направлен на подготовку квалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. ДВФУ в кооперации с партнерами к 2030 году планирует открыть в ПИШ 34 новые образовательные программы опережающей инженерной подготовки.
Пресс-служба ДВФУ,
press@dvfu.ru