Российских студентов научили строить бизнес на научных открытиях

28 декабря 2021 - Наука и инновации

Свыше трех тысяч российских студентов прокачали навыки по технологическому предпринимательству. Это стало возможным благодаря серии мероприятий, которые прошли в 19 регионах страны на площадках ведущих университетов страны в рамках Федерального проекта «Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям». Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) также провел лекцию в рамках проекта Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Спикером выступил специалист Fintech Дмитрий Куликов.

Встречи в комбинированном формате – спитчи от реальных руководителей проектов и деловая игра на понимание бизнес-процессов – позволили проработать базовые знания у студентов и дали понимание организаторам о том, как наиболее эффективно превратить студенческие стартапы в реальные бизнес-проекты, которые будут встраиваться в экономику регионов и способствовать формированию класса уникальных специалистов – предпринимателей.

«Дальневосточный федеральный университет является центром инновационной экосистемы всего Дальнего Востока. Выступая в качестве региональной площадки проекта Минобрнауки России, университет делает еще один шаг в сторону развития технологического предпринимательства края. Приоритетной целью ДВФУ является взаимодействие со студентами в области поддержки молодых стартапов, а также создание инфраструктуры для развития бизнеса. С этой целью с 2017 года на базе университета создан технопарк "Русский" — центр координации и поддержки технологических проектов на Дальнем Востоке», — отметил директор технопарка «Русский» ДВФУ Дмитрий Боровиков.

Подводя итоги встреч по технологическому предпринимательству в комбинированном формате (онлайн и офлайн участие), вице-президент Российского Союза ректоров Марина Боровская отметила не только высокий интерес к мероприятиям у студентов со всей России, но и необходимость обучения преподавателей высшей школы новым компетенциям, которые необходимы для передачи базовых знаний по основам предпринимательства и развития стартапов.

Генеральный директор платформы Факультетус и со-основатель QRepublik, компании-резидента Сколково, Сергей Вищипанов, считает, что в университетском технологическом предпринимательстве необходимо строить аккуратный подход: «В 2015-2018 годах в России уже был большой тренд на стартапы, прошедший от привезённой модели Силиконовой долины до корпоративных программ с крупнейшими компаниями, и нам нельзя повторять сегодня в вузах уже совершённые тогда ошибки. Необходимо с одной стороны формировать на фоне запущенной вовлечённости в стартапы понимание у студентов, что это ещё не возможный бизнес, а формирование компетенции, а с другой - на основе цифрового следа скаутить жизнеспособные решения, и их в свою очередь индивидуально инкубировать вместе с вузом и сильной ориентацией на рынок. Только так мы и кадры компетентные сформируем, и не будем распыляться стартапами туда, где сегодня нет рынка или базового ресурса», —  пояснил он.

Декан факультета технологического предпринимательства и инноваций Университета ИТМО, генеральный партнёр и основатель ATEM Capital Антон Гопка считает, что задачу трансформации экономики страны не решить без запуска масштабного движения молодых лидеров инновационной экономики. «Стране нужно гораздо больше стартапов, чем есть сейчас — их должны быть десятки тысяч, чтобы соответствовать уровню наиболее развитых стран. Для решения этой стратегической задачи нужно опереться на вузы по всей стране, включая самые отдалённые регионы. Сегодня российские университеты накопили глобально конкурентоспособный технологический потенциал, который нужно конвертировать в высокотехнологичные проекты. Благодаря таким мероприятиям как встречи по техпредпринимательству, устроенные Минобрнауки, можно охватить множество регионов и вдохновить энергичных и амбициозных учащихся на создание собственных бизнес-проектов на базе университетской науки», —  подчеркнул он.

Учитывая приведенную кураторами встреч российскую статистику, согласно которой у всех успешных предпринимателей, работающих сегодня в нише технологического предпринимательства, первый стартап оказался провальным, задача университетских площадок – дать студентам возможность попробовать свои силы без критических рисков входа в бизнес и при наличии профессионального кураторства.
Представители университетов, принимавших на своих площадках мероприятия по техпредпринимательству, единогласно поддержали одну из инициатив, высказанных студентами: встреч должно быть больше и проходить один должны не в формате одного урока, а стать масштабнее по своему формату. Ожидается, что уже в следующем году количество подобных встреч и мастер-классов станет намного больше. Особенно с учетом того, что стартап-студий и программ поддержки студенческих инициатив станет в 2022 году намного больше.

Ранее проектный комитет по национальному проекту «Наука и университеты» одобрил федеральный проект по стратегическим инициативам Правительства России в сфере образования и науки — «Платформа университетского технологического предпринимательства». По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, он направлен на поддержку студенческих стартапов и раскрытие предпринимательского потенциала молодежи.

В рамках федерального проекта до 2024 года планируется создать в вузах 15 пилотных университетских стартап-студий, провести 450 акселерационных программ поддержки проектных команд и студенческих инициатив по формированию инновационных продуктов.

По материалам
пресс-службы Минобрнауки РФ