Новости

15 декабря 2017
О развитии делового туризма на Дальнем Востоке России

Доцент кафедры сервиса и туризма Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), кандидат исторических наук Елена Галенко в интервью информационному агентству ТАСС рассказала о перспективах и сложностях развития делового туризма на Дальнем Востоке.

— Елена Васильевна, насколько деловой туризм развит на Дальнем Востоке и в частности в Приморье? 

— Развитие делового туризма во многих регионах Дальневосточного федерального округа (ДФО) сегодня, в первую очередь, направлено на расширение сферы деловых  контактов, развитие экономического потенциала, а также интеграцию в мировое сообщество Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Особая роль в налаживании взаимодействия России со странами АТР отводится столице Приморского края, Владивостоку, который в сегменте конгрессных и выставочных мероприятий занимает лидирующие позиции, что подтверждается рейтингом ТОП-10 городов России по уровню развития делового туризма. 

Необходимо отметить, что в 2017 году в федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» было внесено дополнение о развитии в регионах страны делового туризма (бизнес-туризм, конгресс-туризм и другие). В документе отмечено, что в настоящее время около 70% общего объема поездок с деловыми целями приходится на Центральный и Северо-Западный федеральные округа. В то же время стабильно растет деловая активность в таких субъектах Российской Федерации, как Приморский край (Владивосток), Краснодарский край (Сочи) и Республика Татарстан (Казань). 

Responsive image

— Какие преимущества для привлечения туристов есть у регионов Дальнего Востока по сравнению с другими субъектами? 

— В первую очередь, это электронная виза, которая призвана снизить административные издержки потенциальных туристов, поскольку она является бесплатной и срок рассмотрения заявки составляет четыре дня. В 2017 году въезд можно осуществить через два пропускных пункта Приморского края, но планируется, что к программе присоединятся пункты в Хабаровском крае, Сахалинской области, Чукотском автономном округе, Камчатском крае, Амурской области, Магаданской области.

Также к преимуществам можно отнести транспортный потенциал как внутрироссийских, так и зарубежных авиаперевозок международного аэропорта Владивосток, новую взлетно-посадочную полосу в Петропавловске-Камчатском, развитие транспортной сети авиакомпании «Аврора» с открытием перспективных международных авиалиний и внутрирегиональных воздушных перевозок в Благовещенск, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Магадан и Петропавловск-Камчатский. 

Культурно-развлекательные, рекреационные условия есть в каждом регионе, но в большей части они сосредоточены в Приморском крае. Филиалы Мариинского театра и Эрмитажа, интегрированная курортно-развлекательная зона «Приморье», Приморский океанариум, Дальневосточный федеральный университет и его Медицинский центр, институты Дальневосточного отделения Российской академии наук — все это можно предложить бизнес-туристам с возможностью продолжения экскурсионных туров. 

Пожалуй, лучшие инфраструктурные возможности конгрессной направленности реализованы на базе Дальневосточного федерального университета и обеспечиваются конференц-залами для проведения крупных форумов с числом участников до 1000 человек. Небольшие мероприятия проводятся в центральных гостиницах Владивостока и Хабаровска. Для массовых мероприятий может быть использован концертно-спортивный комплекс «Фетисов-Арена» в пригороде Владивостока на 5500 мест. 

Responsive image

Стоит отметить, что из всех регионов Дальневосточного федерального округа наиболее активно деловой туризм развивается на территории Приморского края, во Владивостоке. На это есть несколько причин:

·        в городе имеется мощная научная среда — ДВФУ — ведущий центр образования и науки;

·        богатый культурный фонд — музеи, театры, исторические места;

·        транспортный узел — добраться до Владивостока можно любым видом транспорта: по воздуху, морю, железной дороге;

·        налажен сервис: гостиницы, рестораны, перемещение по городу;

·        наличие конференц-залов и выставочных площадок.

— Как мероприятия уровня Восточного экономического форума (ВЭФ) влияют на развитие отрасли (в дни проведения и в долгосрочной перспективе)? 

— Согласно материалам средств массовой информации, Восточный  экономический форум, прошедший во Владивостоке третий раз, получил международное признание, а дальневосточная повестка России высоко оценена иностранными делегациями из более 60 стран мира, с рекордным количеством участников — 6095 человек. Высокий интерес со стороны международного сообщества отразился в подписанных соглашениях с объемом инвестиций более 2,5 триллионов рублей. 

Данные показатели увеличиваются с каждый годом, что определяется ростом инвестиционной привлекательности ДФО, активным развитием MICE-индустрии (Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions) и увеличением въездного и внутреннего потока бизнес-туристов. Благодаря таким мероприятиям, как ВЭФ, Приморский край в 2016 году посетило почти 3 000 000 туристов (+25%, по сравнению с 2015 годом), включая 568 000 иностранных туристов. 

Responsive image

В перспективе деятельность участников инвестиционных проектов — предпринимателей, бизнесменов — направлена на укрепление существующих контактов, установление новых деловых отношений между партнерами,  организацию и проведение новых конгрессно-выставочных мероприятий. 

— Насколько остро стоит проблема инфраструктуры в контексте делового туризма? Бизнесмены часто более требовательны к уровню обслуживания, гостиницам, ресторанам, транспорту, как с этим обстоит дело на Дальнем Востоке? 

— В Российской Федерации индустрия делового туризма зародилась относительно недавно, в отличие от мировых лидеров travel-индустрии и MICE-туризма. Поэтому сдерживающими факторами развития не только на Дальнем Востоке, но в других регионах страны, является обеспечение высокими стандартами обслуживания в данной области деловых туристов, въезжающих в РФ и привыкших к отличному обслуживанию в своей стране. 

Вот только некоторые проблемы в развитии инфраструктуры для делового туризма в регионах ДВФО: 

·        сегмент гостиниц, в основном уровня трех звезд и ниже, остается в некоторых регионах ДФО незаполненным и представлен, чаще всего, предприятиями с весьма низким уровнем обслуживания и скудным набором услуг;

·        отсутствие активной предпринимательской деятельности в гостиничном секторе регионов ДФО, промедление в создании национальных компаний может привести к наполнению рынка иностранными операторами. В то же время, иностранный инвестор не желает выходить на гостиничное поле Дальнего Востока без активного присутствия там российских компаний;

·        по-прежнему острой остается проблема эффективного менеджмента для национальных гостиниц — переход от административных методов управления к рыночным оказался нелегким. Этот недостаток присущ не только менеджменту, но касается и учредителей (владельцев) отелей;

·        недостаточное количество отелей, которые способны предлагать бизнес-услуги;

·        предприятия питания с весьма низким уровнем обслуживания и высокими ценами;

·        отсутствие продуманной политики и нормативных документов в сфере развития делового туризма;

·        несоответствие уровня цен коллективных средств размещения и транспортных организаций качеству предоставляемых услуг;

·        отсутствие единой координации конгрессной деятельности на региональном и территориальном уровнях.

— Что необходимо Дальнему Востоку, чтобы развивать это направление туризма?

— В первую очередь, необходимо определить сегмент потребителей делового туризма и их количество на мероприятиях travel-индустрии или MICE-туризма, провести мониторинг каждого сегмента бизнес-туристов для определения их потребностей. Важно проанализировать существующую инфраструктуру в контексте делового туризма, определить разрыв между ожидаемыми предпочтениями бизнес-туристов и существующей возможностью, разработать мероприятия, направленные на решение проблем, а также план их реализации.