Школа экономики и менеджмента ДВФУ учит туристскому бизнесу всю Россию

 

6 апреля 2016

ДВФУ — один из лучших вузов для получения туристского образования в России. Где, как не здесь, на Русском острове, на «краю земли», лучше знать, как победить пространство и спланировать путешествие? Преподаватели ДВФУ первыми в Приморье стали развивать туризм как направление образования, здесь издаются самые популярные учебники и выпускаются успешные специалисты в области туризма.

От Владивостока до Петербурга

У туристского образования ДВФУ лицо успешных выпускников. Один из них — Александр Родионов, выпускник 2001 года, — руководитель международной туристской компании Tsar-events, которую он создал в Санкт-Петербурге. Александр учился во Владивостоке, но практику проходил в петербургской туристской фирме, где сумел обратить на себя внимание. Благодаря владению английским языком, Александр начал успешно работать в финской компании «Русские просторы», которая специализируется на организации инсентив-туров по России для иностранцев.

Инсентив-туризм — это школа креатива и профессионализма в туризме. Термин incentive переводится с английского как «побудительный», «поощряющий». Это туристские поездки, которыми богатые компании награждают своих сотрудников за высокие показатели в работе. Поэтому к инсентив-путешествиям предъявляются достаточно высокие и специфичные требования: уникальность, исключительность, фантазия и оригинальность. Александр рассказал, как он проводил для своих клиентов экскурсии на подмосковный танкодром, где гости участвовали в стрельбах из танка, организовывал встречи с российскими космонавтами, экстрим-трансферы из аэропорта в гостиницу под видом «милицейского ареста» и многое другое. Разумеется, такой туристский креатив не оставляет равнодушным никого из гостей, но требует от организаторов особых усилий и тщательной подготовки.

Александр Родионов и его команда.jpg

Александр Родионов с сотрудниками. Фото с сайта компании Tzar events

Несколько лет назад Александр Родионов организовал свою туристскую компанию, которая занимается приемом статусных иностранных гостей в России. Среди тех, с кем он работал, самые известные — Pepsi-Cola, IBM, General Electric... С 2011 года компания Александра Родионова является участником и лауреатом международных конкурсов в сфере туризма. В 2012, 2013 и 2014 годах на конкурсе World Travel Awards она была признана ведущей российской компанией по управлению туристскими направлениями. Сам Александр первый в России получил международный диплом Certified Meeting Professional (CMP) — сертифицированного специалиста по гостеприимству — и диплом Destination Management Certified Professional (DMCP) — сертифицированного специалиста по управлению туристскими направлениями в России. Он — единственный обладатель такого диплома за пределами Северной Америки.

Учебники для всей страны

Успех молодых — это отражение качества их школы и многолетнего опыта преподавателей. Туристское образование в Приморье возникло в 1992 году в Тихоокеанском государственном экономическом университете (ТГЭУ), который впоследствии влился в ДВФУ. Одним из старейшин этого направления стал доктор медицинских наук Александр Косолапов, профессор кафедры сервиса и туризма ДВФУ. Несмотря на удаленность Владивостока, он — один из ведущих специалистов туристского образования в России. По его учебникам учится вся страна и ближнее зарубежье. По данным «Кнорус», одного из крупнейших в России издательств учебной литературы, учебные пособия Александра Косолапова закуплены многими вузами России, Белоруссии, Украины, Молдовы, Казахстана.

Александр Косолапов.jpg Лекция Александра Косолапова.jpg

Лекция Александра Косолапова

Как сообщил начальник редакционно-издательского отдела Школы экономики и менеджмента Александр Карловский, на начало 2016 года совокупный тираж десяти наименований учебников и учебных пособий профессора Косолапова, изданных в «Кнорусе» за последние годы, превысил 60 тысяч! Это — рекорд на постсоветском пространстве для российских авторов учебной литературы по сервисному направлению, географической, биологической, медицинской литературе и другим направлениям, исключая юридическую, где огромные тиражи. Сейчас профессор готовит к изданию учебник «Организация туристской деятельности». По его словам, это не рядовое событие, потому что специальных учебников по менеджменту туризма у нас в стране еще не выпускали.

Популярность учебников профессора вполне понятна. В них — не только академично изложенные учебные материалы, но и познавательные рассказы о странах, их особенностях и достопримечательностях, составленные по собственным впечатлениям. Вот «Туристское страноведение. Европа и Азия», а вот «География внутреннего российского туризма». Чтение таких книг — само по себе путешествие.

Учебники Александра Косолапова.jpg

— Александр Борисович, как доктор медицинских наук вдруг стал профессором в области туризма?

— Медицина и туризм на самом деле очень тесно связаны. Первое свое образование я получил в нашем медицинском институте, по специальности «неврология». Затем работал в клинике, но мне очень хотелось заниматься наукой. Так я пришел на кафедру общественного здоровья и экономики здравоохранения в медицинском институте. Моя докторская диссертация посвящена влиянию факторов окружающей среды на здоровье населения. Спустя несколько лет меня пригласили в Тихоокеанский институт географии (ТИГ ДВО АН) работать в лабораторию медицинской и рекреационной географии. Там я стал исследовать туризм как фактор, влияющий на состояние здоровья, и бальнеологию как направление курортотерапии. С тех пор туризм стал сферой моего профессионального интереса. В дальнейшем я получил дополнительное образование по менеджменту туризма и стал работать на кафедре сервиса и туризма в ТГЭУ и ДВФУ.

— В ваших книгах описано множество стран. Вы все их успели посетить?

— Я побывал во многих странах, потому что еще в советские времена был участником экспедиций Тихоокеанского института географии. На научно-исследовательских судах мы посетили с десяток стран Юго-Восточной Азии еще до того, как там появились наши туристы. Посчастливилось побывать в научных командировках во всех республиках бывшего СССР, а позже — и в других странах. Больше всего мне нравятся Китай, Франция, а среди городов любимые — Париж и Стамбул. Может сложиться впечатление, что писать учебники по туризму — одно удовольствие. На самом деле это большой труд. Тексты в моих книгах не заимствованы из энциклопедий и путеводителей. Все взято из собственных наблюдений и дополнено информацией из разных источников.

Новое поколение выбирает… инновационный туризм

Среди студентов Школы сложилась группа неравнодушных, для которых туристское образование — это не просто способ получить диплом, а дело жизни, призвание. Анастасия Гуркова, Татьяна Роднова, Дарья Гуринович, Ксения Курц и магистрант из Сирии Моханнад Али Мохаммад — студенты, которые стремятся сказать свое слово в туристическом деле, пишут научные работы, разрабатывают новые туристские направления, проводят экскурсии. На студенческих конференциях они обсуждают новейшие тенденции международного туризма. У них можно узнать, что в наиболее развитых туристских центрах мира работает туристская полиция, что существуют такие необычные виды путешествий, как агротуризм, образовательный туризм, они открывают новые достопримечательности России и Приморского края.

Анастасия Гуркова.jpg

— Я учусь на направлении «Туризм» и дополнительно, кроме английского, изучаю китайский и турецкий языки, — говорит студентка ШЭМ Анастасия Гуркова. — Сейчас обучаюсь на четвертом курсе, но у меня уже есть потенциальные предложения от работодателей. В научном плане меня интересует развитие образовательного туризма в Приморье и странах Азиатско-Тихоокеанского региона, а диплом я пишу о космодроме «Восточный» в Амурской области как о туристском объекте. Это совершенно новое и очень перспективное направление культурно-познавательного туризма.

Сейчас в ШЭМ преподают несколько образовательных программ в области туризма: «Туризм», «Гостиничное дело» (бакалавриат) и «Инновационный туризм: теория и практика» (магистратура). Они для тех, кто мечтает работать в туризме — одной из самых перспективных отраслей экономики и интересных сфер жизни человека.