Новости

18 марта 2016

Профессия инженера-корабела всегда была престижной и востребованной. На кораблестроительный факультет ДВПИ во времена  Советского Союза был очень большой конкурс. Многие выпускники школ и рабфаков стремились поступить на инженерные специальности в ДВПИ, а окончание всех шести курсов кораблестроительного факультета автоматически означало приравнивание выпускника к инженерной элите. Как и всем выпускникам ДВПИ, корабелам вручали нагрудный знак, в просторечье он назывался «поплавок». Почему  «поплавок»? Потому, что обладатель высшего образования из общей массы поднимался наверх – на новый более высокий уровень социальной лестницы. Инженеры – корабелы на Дальнем Востоке были всегда «на вес золота». Вдоль всего Тихоокеанского побережья работали огромные судостроительные и судоремонтные предприятия, а дедвейт отечественного рыбодобывающего, рыбоперерабатывающего, транспортного, рефрижераторного, а также военных флотов был в тройке мировых лидеров.

Во время учебы в ДВПИ основной упор делался на практику. С первого курса – с 1959   по 1962 годы мы, кораблестроители, работали днем на производстве и учились вечером. Практику мы проходили в самых разных концах страны. Помимо Владивостока я побывал на судостроительных предприятиях в Комсомольске-на-Амуре, в Николаеве, в Санкт-Петербурге. Работал в конструкторском бюро, участвовал в проектировании первого парома для линии «Морской вокзал – острова». Помимо производственных у нас была еще и плавательная практика, мы ходили на судах Дальневосточного пароходства, рыбопромысловых судах в должностях матросов 1-го и 2-го класса, предварительно сдав соответствующие экзамены. Благодаря практикам мы смогли изучить все дисциплины не только теоретически, но и применить на практике, узнать все тонкости судостроения. Многие мои однокурсники стали кандидатами и докторами наук, получили профессорское звание. Они и сегодня продолжают готовить специалистов кораблестроителей - Валерий Новиков, доцент, к.т.н., Сергей Антоненко, профессор, д.т.н.., преподают в Инженерной школе ДВФУ, Валерий Родыгин, профессор, преподает в ТОВВМИ.

Многие мои однокурсники стояли у истоков становления завода «Звезда», а в последствии  составили основной костяк инженерно-технических работников, занимали высокие руководящие должности. Один из однокурсников – Дмитрий Моравский был главным бухгалтером завода , другие – начальниками крупных подразделений ( Виктор Гусев, Николай Никоненко и др.)

Практика, на которую делался упор, стала основой жизненных успехов.

Жаль, что практическая часть учебы  сегодня сокращается и в последние годы практически исчезла.

Еще одно важное отличие высшей советской школы от современной – система  распределения выпускников.  После  окончания ВУЗа каждому была обеспечена работа по специальности, какое-никакое жилье и зарплата. Я сам получил диплом только после двух лет работы на предприятии., куда попал по распределению., причем получил его по предъявлению, положительной характеристики, и считаю, что это было правильно.

Сегодня многое изменилось. Это, наверное, следствие глобальных перемен в нашей жизни.  Инженерные специальности, в отличие от 90-х годов прошлого века,  становятся популярными и престижными. На них увеличивается спрос. Сегодняшние студенты не совсем такие, как в наше время. Более амбициозные, готовые к трудностям, способные преодолевать  затруднения и использовать обстоятельства. Они могут выбрать востребованную специальность, найти себе работу, делать карьеру, в том числе на научном поприще. Одному из журналистов, на вопрос: «А когда у нас будут новые Ломоносовы? – я ответил: « Ломоносовы будут. И были во все времена, несмотря ни на что. Да собственно говоря они уже и сейчас есть!»

Мы многим обязаны нашим учителям, корифеям кораблестроительного образования на Дальнем Востоке, профессорам Виктору Вологдину, создателю первого цельносварного судна в СССР, профессорам Николаю Барабанову, Борису Титаеву, Евгению Аникину, Алексею Подсушному, доцентам Павлу Гольяну, Анне Полещук, Наталье Ерохиной и многим другим, благодаря которым мы стали не только специалистами в судостроении, но и Инженерами с большой буквы, потому что наши учителя не чурались воспитательной работы, которая в нынешнее время находится отнюдь не на почетном месте.

Пользуясь случаем, от всего сердца поздравляю бывших и нынешних выпускников ДВПИ-ДВГТУ-Инженерной школы ДВФУ,  преподавательский состав и студентов кораблестроительных специальностей с юбилейной датой кораблестроительного образования на Дальнем Востоке. Желаю кораблестроительному братству  здоровья, благополучия, успехов в работе, учебе, новых творческих  свершений и открытий!

Справка:

Турмов Геннадий Петрович,  доктор технических наук, профессор. заслуженный деятель науки и техники РФ, почетный работник ВПО РФ, , член Мониторингового комитета международного общества по инженерной педагогике, президент Профессорского клуба ЮНЕСКО, почетный гражданин г. Владивостока, член союза писателей РФ.

Ректор и Президент Дальневосточного государственного технического университета (ДВПИ имени В.В. Куйбышева) (с 1992 г. по2011 г.).

В настоящее время советник ректора ДВФУ, председатель Приморского регионального отделения общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество».

Окончил с отличием кораблестроительный факультет Дальневосточного политехнического института (1966); кандидат технических наук (1974); доцент (1981); доктор технических наук (1987); профессор (1989). Инженер на судостроительном заводе (1966-1969), служба в Военно-Морском флоте (1969-1991). Уволен в запас в звании капитана 1 ранга с должности заместителя начальника по учебной и научной работе Тихоокеанского высшего военно-морского училища им. С.О.Макарова, проректор ДВПИ по научной работе (1991-1992).

Опубликовал более 800 работ, из них более 80 монографий, учебников и учебных пособий. Имеет  более 20 патентов и изобретений по судостроительной тематике.

Лауреат премии им. профессора В.П. Вологдина. Награжден именным золотым оружием (кортиком).

Лауреат премии президента Российской Федерации в области образования, лауреат национальной премии им. Петра Великого, лауреат французской золотой медали «Ассоциации содействия промышленности», лауреат многих литературных премий. Награжден орденами: «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «За службу Родине» III степени, «Знак Почета», пятнадцатью медалями СССР и России. Награжден иностранными орденами и медалями.