Результаты «ледовой школы» Инженерной школы ДВФУ планируют использовать при строительстве в Арктике

13 февраля 2018
Результаты «ледовой школы» ДВФУ планируют использовать при строительстве в Арктике

Научные данные, полученные участниками школы «Ice Mechanics» Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), могут использовать при строительстве судов и буровых платформ в Арктике. Молодые исследователи из России, Китая, Республики Корея, Японии и Канады провели на Русском острове сотни экспериментов с морским льдом. Их результаты станут основой первой универсальной модели воздействия льда на инженерные сооружения, которую разрабатывают в Инженерной школе (ИШ) ДВФУ.

Как сообщил заведующий лабораторией ледовых исследований ИШ ДВФУ Егор Помников, при любом строительстве в условиях Арктики на начальной стадии проектирования необходимо производить расчеты ледовой нагрузки. Нужно знать и учитывать свойства льда, чтобы построить сооружения, способные противостоять тяжелым арктическим условиям.

«В начале февраля в Амурском заливе можно встретить основные виды льда, которые есть и в арктических водах. Участники школы замеряли разные свойства материала — неоднородность, прочность, направления роста и размеры кристаллов льда, соленость, плотность. Все данные собираются в многолетнюю базу, на основе которой мы разрабатываем универсальную модель воздействия льда на инженерные сооружения. Она существенно облегчит работу всем, кто занимается арктическими технологиями — строит корабли, буровые платформы. В условиях конкретной ледовой обстановки модель позволит рассчитать оптимальную конструкцию, которая будет экономически выгодной, при этом долговечной и безопасной», — пояснил Егор Помников.

По словам заведующего лабораторией, в мировой практике есть примеры, когда после 20 лет эксплуатации платформы было выявлено, что изначальный расчет ледовой нагрузки превысили в четыре раза. Это повлекло серьезные материальные потери. С другой стороны, занижение расчетных показателей может привести к авариям. Избежать этого поможет универсальная модель, которую готовят ученые ДВФУ, используя многолетние наблюдения.

Зимняя школа «Ice Mechanics» проходила в ДВФУ с 29 января по 9 февраля. В этом году она привлекла рекордное число участников — 54 молодых исследователя из пяти стран. Слушатели подробно изучили лед в теории и на практике, прослушали курс лекций по арктическому инжинирингу от ведущих преподавателей ИШ, испытали более 50 тонн льда на полигоне в бухте Новик Русского острова.

«В Инженерной школе ДВФУ накоплен уникальный в мировых масштабах опыт в области арктического инжиниринга. Это знают и ценят наши зарубежные партнеры и направляют своих молодых ученых на «ледовую школу», — отметил директор Инженерной школы ДВФУ, доктор технических наук Александр Беккер. — Многие страны интересуются Арктикой, в том числе азиатские, которые не имеют выхода к северным морям, но активно разрабатывают оборудование для Арктики и развивают строительство судов ледового класса. Все понимают: Арктика — это будущее, и северные технологии будут востребованы».

Зимние школы «Ice Mechanics» проводятся с 2015 года в рамках Международного научно-образовательного центра «Арктика» ДВФУ. Проект направлен на создание центра превосходства в области арктических технологий освоения ресурсов Мирового океана, полное инжиниринговое и научное сопровождение проектов на шельфе арктических и субарктических морей.

Пресс-служба ДВФУ,
press@dvfu.ru

Фото Романа Савина и
Виталия Анькова