Интервью директора Школы биомедицины Ю.С. Хотимченко

16 июля 2020

Никогда не стоит забывать свою историю, ведь весь пройденный путь — это наглядная демонстрация стремлений и амбиций, упорства и сил, потраченных на реализацию задуманной цели.

Для того, чтобы получше разобраться с историей развития Школы биомедицины, узнать о всех трудностях, которые пришлось преодолеть, разведать последние планы на будущее Школы, мы обратились с интервью к человеку, который как никто другой болеет за неё душой, — директору ШБМ ДВФУ Хотимченко Юрию Степановичу.

— Здравствуйте, Юрий Степанович! Образование Школы биомедицины – как это происходило? Во Владивостоке уже есть высшее медицинское учреждение — ТГМУ, зачем нужно было создавать ещё и ШБМ?

— Добрый день. Идея формирования ДВФУ – это создание значимого высшего учебного заведения, которое со временем соответствовало бы университетам международного уровня. Однако для этого нужно соблюсти несколько условий. Во-первых, это должен быть довольно крупный университет, во-вторых, он обязан опираться на региональную экономику, а самое главное, образовательным программам такого вуза необходимо получить международное значение. Правительство Российской Федерации изучило историю мировых университетов и обнаружило, что все они обязательно имеют медицинскую или биомедицинскую школу. Иногда и то, и другое. И я очень благодарен, что меня пригласили ее возглавить!

Историческая справка: Дальневосточный федеральный университет образовался в результате объединения 4-х крупных ВУЗов Приморского края. Школа биомедицины, в отличие от других Школ, которые стали преемницами своих профильных высших учебных заведений, начинала свою работу с части Института пищевых технологий и товароведения Тихоокеанского государственного экономического университета.

— Первый год работы Школы, каким он Вам запомнился?

— Школа началась с того, что были образованы три кафедры для следующих направлений подготовки: биотехнология; биотехнические системы и технологии; технология продукции и организация общественного питания. А, далее, стали готовить лицензирование новых образовательных программ. Первый год – это работа с документацией для аккредитации. В первую очередь мы открыли «Медицинскую биохимию», «Медицинскую биофизику» и «Фармацию», а через год уже «Лечебное дело».

Историческая справка: в 2011-2017 годах в Школе существовало двенадцать кафедр по различным областям знаний. В 2017 году было решено объединить кафедры и лаборатории, и на их основе были созданы Департаменты: клинической медицины, фундаментальной медицины, фармации и фармакологии, общественного здоровья и профилактической медицины, медицинской биохимии и биофизики, пищевых наук и технологий, медицинской биологии и биотехнологии. В 2019 к Департаментам добавился Департамент ординатуры и непрерывного медицинского образования.

— Не секрет, что в ШБМ делается упор именно на научную деятельность. Этот вектор развития был выбран изначально или Школа пришла к нему постепенно?

— Основная идея – развитие трансляционной медицины. Это всегда взаимодействие с другими фундаментальными науками: с физикой, химией, биологией, математикой, информатикой. Это возможно сделать исключительно в рамках многопрофильного университета, которым и является ДВФУ.

Историческая справка: на данный момент в Школе открыты следующие лаборатории и центры: Лаборатория анализа больших данных в здравоохранении и биомедицине; Центр геномной и регенеративной медицины, включая Лабораторию биомедицинских клеточных технологий и Лабораторию ДНК-диагностики; Лаборатория экобиотехнологии; Лаборатория фармакологии и биоиспытаний; Лаборатория фармакологии природных соединений; Центр киральной биофотоники, включая Лабораторию суперкомпьютерного моделирования сложных систем и Лабораторию Физики живой материи; Тихоокеанский квантовый центр; Лаборатория молекулярной и клеточной нейробиологии; Лаборатория молекулярной онкологии и синтетической биологии; Лаборатория экологии микроорганизмов; Международный научно-образовательный центр биологической безопасности.

— В ШБМ самый большой процент иностранных студентов среди всех Школ ДВФУ, сложно ли было налаживать международное сотрудничество?

— Нет, совершенно не сложно. Ряд рекрутинговых компаний уже обращался в ДВФУ с просьбой создать международные образовательные программы, задачей которых была бы подготовка врачей для других стран. Интересно, что, когда ДВФУ проводил интенсивную рекламную кампанию за рубежом (в основном, в странах Юго-восточной Азии), ещё до открытия медицинских программ, иностранцы подходили семьями и буквально каждый второй спрашивал: «Врачей готовите?». На наш ответ: «Пока нет», они только пожимали плечами и молча уходили. Это ещё больше ускорило нашу подготовку к выходу на международную арену медицинского образования.

— Есть ли на данный момент проекты по открытию новых иностранных программ по другим специальностям, помимо «Лечебного дела»?

— Да, сейчас готовим международную программу «Стоматология». Ещё абитуриенты других стран очень хотят международную фармацию, постоянно звонят в международный департамент ДВФУ. Тут главная загвоздка в том, что в России это полноценный специалитет, а в мире, наоборот, 2 уровня подготовки: бакалавриат и магистратура. С такой проблемой довольно трудно что-то сделать, но поиск её решения идёт.

— Дальневосточный федеральный университет— это необычное образовательной учреждение, верно? В чём, по Вашему мнению, преимущество получения медицинского образования у нас перед другими ВУЗами?

— Самое основное преимущество — это высокая фундаментальная подготовка – от различных отраслей химии и биологии до физики, математики и программирования. Здесь мы практикуем взаимодействие со всеми направлениями подготовки ДВФУ.

Также хочу отметить, что у нас есть собственная клиническая база — Медицинский центр ДВФУ, где оказывают высокотехнологическую медпомощь, особый упор идет на операции. Мне кажется, в России довольно мало медицинских образовательных учреждений, которые могут похвастаться подобным.

— Какие у Вас планы на будущее Школы?

— Для себя мы выделили приоритетные направления, которые планируем развивать: регенеративная и геномная медицина, фармакология, вирусология, инфекционные болезни. Мы полагаем, что в ближайшее время особенно важной станет борьба именно с вирусологическими и инфекционными заболеваниями.

Школа биомедицины уже дважды проводила конференцию «Future of Biomedicine», на которую приезжают ведущие светила науки, оба раза приезжали с лекциями нобелевские лауреаты. В будущем мы планируем продолжать проведение конференции минимум раз в два года.

Чрезвычайно важным событием в жизни Школы стало открытие по инициативе главного санитарного врача РФ Анны Юрьевны Поповой Международного научно-образовательного центра биологической безопасности. Руководителем Центра назначен Михаил Юрьевич Щелканов. На базе Центра проведено два обучения врачей из стран АТР по молекулярной диагностике инфекционных заболеваний.

 

Студенческий совет Школы биомедицины выражает огромную благодарность Юрию Степановичу Хотимченко за столь интересное и познавательное интервью.