Женщины становятся драйверами развития в бизнесе, а их предпринимательский потенциал представляет собой огромный экономический ресурс. К таким выводам пришли ученые Лаборатории исследования предпринимательства Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета (ШЭМ ДВФУ) на основе новейших статистических данных стран Запада, Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и России. На зимней школе «Предпринимательство и инновации в странах АТР» ученые ДВФУ поделились результатами своих исследований женского бизнеса в России и странах АТР.
Лабораторию исследования предпринимательства ШЭМ возглавляет авторитетные ученые: д.э.н. главный научный сотрудник кафедры менеджмента ШЭМ, профессор и директор Центра предпринимательства Высшей школы менеджмента Петербургского государственного университета Галина Широкова и д.э.н. директор ШЭМ, профессор кафедры менеджмента ШЭМ Елена Гаффорова.
В состав лаборатории входят более десяти ученых, которые занимаются исследованиями социального, академического, экологического, женского, международного предпринимательства, предпринимательской успешности и ведут разнообразные научно-образовательные и совместные проекты.
Исследователи отмечают, что в настоящее время женская половина человечества все больше раскрывает свой потенциал: сегодня женщины в целом лучше образованы, а представительницы поколения Y (родившиеся после 1981 года) более успешны своих старших коллег.
Международное исследование Credit Suisse показало: компании, где в совете директоров и топ-менеджменте присутствуют женщины, по многим экономическим показателям опережают те структуры, в которых женщины не входят в число высших руководителей.
По оценке международной консалтинговой компании McKinsey, если бы «гендерный разрыв» (различие ролей женщин и мужчин на рынках труда) удалось полностью закрыть к 2025 году, мировая экономика к этому времени выросла бы на $28 трлн. Индия, Китай, Латинская Америка и Африка могли бы вырасти больше чем на 10% только за счет включения женщин в экономику, утверждают консультанты McKinsey.
«Человечество недоиспользует половину своих самых талантливых представителей. Даже частичное решение этой задачи на региональном уровне, как показывает отчет организации «Сила равенства», может прибавить к планетарному ВВП $12 трлн», — утверждает доцент кафедры менеджмента ШЭМ ДВФУ Наталья Меркушова.
Женское предпринимательство становится важной частью экономической жизни АТР. Так, в 2016 году на саммите АТЭС была принята декларация, в которой провозглашается: «Мы признаем, что вклад женщин в социально-экономическое развитие критически важен, и обязуемся проводить на всех участках работы АТЭС генеральную линию на обеспечение гендерного равенства и усилении роли женщин в жизнедеятельности наших экономик, обеспечение равного доступа женщин к качественному образованию и экономическим ресурсам».
Особые успехи в этом направлении показывает Китай. По данным исследований, китаянки являются самыми амбициозными женщинами в мире. Нью-йоркский центр Work-Life Policy в результате опросов обнаружил, что в Китае возглавить фирму хотели бы 76% сотрудниц, а в США лишь 52%. По данным Hurun Report, в число 73 наиболее богатых женщин-миллиардеров, самостоятельно развивших бизнес, вошло 49 представительниц Китая. В топ-3 самых богатых женщин мира, самостоятельно построивших бизнес, также входят две представительницы Китая.
Большое внимание исследователи ДВФУ уделяют изучению женского предпринимательства в России. Статистика показывает, что на сегодняшний день в нашей стране женщины составляют более четверти от общего количества предпринимателей — от 27 до 37%. При этом 39% опрошенных считают, что у женщин в России нет возможности открыть собственный бизнес по причине отсутствия времени, денег, ресурсов. Среди проблем, которые мешают россиянкам создать собственное дело, отмечаются нехватка опыта (19%), недостаточное количество примеров успешных женщин-предпринимателей (15%), недостаток образования (11%) и нехватка технологической базы (10%). Эти цифры наглядно показывают, что изучению и развитию женского предпринимательства в России нужно уделять особое внимание.
Ученые делают выводы, что для расширения женского бизнеса в России необходимы специалисты, которые обладают опытом работы с программами развития отечественного предпринимательства («Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Поддержка женского предпринимательства», «Мама – предприниматель» и др.), имеют подготовку в области бизнес-образования и соответствующую юридическую базу. Таких специалистов может готовить ШЭМ, в частности, на новой магистерской программе «Предпринимательство и инновации в странах АТР».