Новости

24 декабря 2018
За несколько дней до окончания семестра в студенческих группах ОП «География» состоялись научные Страноведческие семинары

Традиция их проведения насчитывает ни много, ни мало – целое десятилетие. За столь продолжительный срок студенты-географы нескольких выпусков имели возможность совершить увлекательные путешествия по хорошо знакомым и малоизвестным уголкам планеты. Ряды «путешественников» довольно часто пополняли учителя географии приморских школ, проходившие обучение на курсах повышения квалификации, а также ученики старших классов, которые посещали семинары вместе со своим педагогом (выпускником географического факультета УГПИ).

Главной особенностью Страноведческого семинара было то, что основным докладчиком становился человек, побывавший в той или иной стране и имеющий желание поделиться увиденным со студенческой аудиторией в формате живой, познавательной беседы. Обязательным условием при этом было (коль скоро семинар имел статус студенческого научного) предоставление информации достоверной, научной, тщательно отобранной и выверенной. За десятилетие существования семинара его гостями были д.б.н. Москалюк Т.А. (БСИ ДВО РАН), к.б.н. Бисикалова В.Н. (Уссурийский заповедник), к.фил.н. Смольникова Е.Л., к.б.н. Соболева Е.В., Пишун А.А., выпускница УГПИ Лилия Гричен (Калачикова) (г. Чикаго, США) и другие интересные и увлеченные люди.

В этом учебном году научный студенческий Страноведческий семинар возобновил свою работу. В течение одной недели было проведено сразу два заседания.

Первое из них стало финишным аккордом в изучении курса «Экономической и социальной географии зарубежных стран». Студенты-географы 4 курса в течение декабря занимались анализом экономико-географических особенностей Африки и отдельных стран региона. Логическим завершением стал Страноведческий семинар на тему «Арабская Республика Египет глазами российского географа». Рассказ и медиа-презентацию, составленную на основе личных фотоматериалов, представила руководитель семинара. Студенты имели возможность увидеть и услышать занимательные истории из жизни африканского государства – о городах и бедуинских деревнях, населении и его традициях, главных туристических районах и крупных промышленных предприятиях, дарах средиземноморского земледелия, объектах Всемирного наследия ЮНЕСКО на территории Египта, главных источниках дохода страны и многом другом. Подержать в руках календарь из папируса, знаменитые пирамиды Гизы, выполненные как сувенир из обычного мыла, удивиться невесомости египетских хлопчатобумажных изделий, рассмотреть настоящий нильский песок, который, как и многое в стране,окрашен в «верблюжьи оттенки». По окончании рассказа студентами было задано множество вопросов на самые разные египетские темы.

Второе заседание Страноведческого семинара прошло с участием студентов-географов третьего курса. Ребята также завершили изучение дисциплины «Общая экономическая и социальная география», последний раздел которой назывался «География международного туризма». На Страноведческом семинаре были заслушаны доклады «Агротуризм на Кипре» (Новикова Анна) и «Урботуризм Кипра: города и их достопримечательности» (Хромова Алиса). Выступления студентов были хорошо продуманы, отлично иллюстрированы и вызвали интерес группы. Многие географические названия – Ларнака, Пафос, Никосия, Лимассол, Айя-Напа, Лефкара, Скарину и другие – к концу семинара перестали быть незнакомыми и непривычными. Третьим был доклад руководителя семинара, подытоживший выступления студентов и показавший, как много может значить международный туризм в жизни одной страны, особенно такой небольшой, но богатой историей и природой, как Кипр. Здесь тоже прозвучало немало сведений под грифом «за страницами учебника географии»: о развитии гастрономического туризма на Кипре, о сложнейшей геополитической проблеме, связанной с фактическим разделом островного государства, национальном характере киприотов и многом другом – интересном и поучительном. Студенты имели возможность подержать в руках кипрские евро и центы, примерить лефкарские серебряные украшения, оценить качество местной керамики, попытаться попробовать на вкус (безуспешно) плоды рожкового дерева, столь популярного на Кипре.

По итогам работы семинаров, в которой приняли участие 34 студента, ребята получили совет преподавателя – активно использовать такую форму внеурочной работы в школе. Она помогает учителю географии (будущему и действующему) решить многие учебно-воспитательные задачи, в их числе: расширение географического кругозора учащихся, формирование у них географического мышления, популяризация географических и страноведческих знаний, воспитание уважения к традициям и обычаям других народов.


М.А. Воронина,
доцент кафедры географии, экологии
и охраны здоровья детей,
руководитель научного студенческого
Страноведческого семинара