Новости

30 апреля 2019
Проектная деятельность школьников – от идеи до ее воплощения


Впервые на традиционной студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы психолого-педагогических, социально-гуманитарных и естественных наук» обсуждались возможности, проблемы и перспективы проектно-исследовательской деятельности в обучении школьников.

Заседание соответствующей тематической секции состоялось 24 апреля 2019 года. Ее работа была организована (опять же впервые) по междисциплинарному принципу. Участниками научного собрания стали студенты разных образовательных программ – географы, физики, будущие учителя китайского языка и начальных классов. Каждый докладчик представил собственный (порой весьма оригинальный) взгляд на суть обсуждаемых проблем.

Выступление ребят оценивала экспертная группа в составе доцентов Ворониной М.А. и Недоростковой И.Г. (кафедра географии, экологии и охраны здоровья детей), доцента Пчела И.В. и студентки 4 курса Афанасьевой Е.А. (кафедра исторического образования).

В работе секции, помимо заявленных докладчиков, приняли участие их научные руководители – Арапко И.М. (кафедра педагогики), Преснякова Т.Н. (кафедра философии и социально-гуманитарного образования), Син С.Б. (кафедра образования в области восточных языков и востоковедения), Шарощенко В.С. (кафедра математики, физики и методики преподавания).

Работу секции открыла кандидат педагогических наук, доцент Инна Владимировна Пчела, соавтор и руководитель успешно реализованной в нашем вузе дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Основы проектной деятельности студентов вуза в условиях освоения новых образовательных программ». К напутственному слову и пожеланию успехов участникам конференции присоединились все члены экспертной группы.

В ходе двухчасовой плодотворной работы было заслушало шесть докладов.

Коллективное выступление географов-третьекурсников В.Е. Базалий, А.А. Новиковой, К.А. Коноваловой, А.Р. Хромовой «Развитие личности учащихся через проектно-исследовательскую деятельность по географии и формирование универсальных учебных действий» стало хорошим стартом. Реализованный ребятами проект эколого-географического содержания вызвал большой интерес аудитории.

Эстафету приняла пятикурсница Д.В. Голосова (профиль «Иностранный язык (китайский), иностранный язык (английский»). Диана представила вниманию присутствующих доклад «Организация проектной деятельности с использованием веб-квеста на среднем этапе обучения китайскому языку», содержащий необычные авторские наработки.

Самым опытным докладчиком на секции стала учитель и магистрант второго курса (МП «Социологическое образование») Е.Н. Лубенская, которая выступила с сообщением «Инновационные проекты в образовании». Отвечая на многочисленные вопросы, Елена Николаевна поделилась собственным опытом организации проектной деятельности младших школьников.

Тему проектной деятельности в начальной школе продолжила В.А. Пилипенко (группа Б2411 ОП «Начальное образование»). Ее выступление называлось «Педагогические условия формирования проектно-исследовательских умений по математике у учащихся третьих классов во внеурочной деятельности».

Завершили работу секции интереснейшие доклады студентов ОП «Физика и информатика», содержащие оригинальные разработки – А.П. Понкратенко «Проектная и исследовательская деятельность будущих учителей физики в области космоса, астрономии и астрофизики» и А.А. Шубиной «Материалы с «памятью формы» как перспективная основа создания школьных проектов в области современной физики и материаловедения». Оба выступления вызвали живейшее обсуждение и многочисленные вопросы присутствующих.

На заседание секции, несмотря на вполне объяснимое волнение участников, царила обстановка доброжелательной заинтересованности, искреннего внимания ко всем выступлениям. Обмен мнениями проходил в предельно корректной форме. На заседании секции было задано 48 (!) вопросов и прозвучало столько же ответов. В обсуждении докладов приняли участие не только члены экспертной группы, но и все присутствующие – студенты, их научные руководители, ребята из числа «групп поддержки».

В завершении эксперты, после краткого обмена мнениями, единодушно вынесли следующее решение.

Присудить:

  • 1 место – Базалий Валерии Евгеньевне, Новиковой Анне Александровне, Коноваловой Кристине Алексеевне, Хромовой Алисе Романовне (группа Б2303).
  • 2 место – Голосовой Диане Владимировне (группа Б2509ка).
  • 3 место – Шубиной Алине Андреевне (группа Б2405).

Рекомендовать к включению в сборник материалов студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы психолого-педагогических, социально-гуманитарных и естественных наук» статьи:

  • Лубенской Е. Н. ««Инновационные проекты в образовании»;
  • Шубиной А.А. «Материалы с «памятью формы» как перспективная основа создания школьных проектов в области современной физики и материаловедения».

Приятно отметить, что мнение экспертной группы полностью разделила аудитория, которая в результате анонимного письменного опроса, назвала лучшими выступления студентов-географов и Голосовой Дианы.

Экспертная группа и оргкомитет студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы психолого-педагогических, социально-гуманитарных и естественных наук» благодарят всех участников тематической секции «Проектно-исследовательская деятельность в обучении школьников» и желают успехов в реализации на практике созданных ими проектов!


М.А. Воронина,
руководитель секции