Студенты Школы педагогики предложили сделать ДВФУ территорией без сквернословия

17 февраля 2020


11 февраля преподаватели кафедры русского языка, литературы и методики преподавания вместе со студентами разных образовательных программ собрались в коворкинг-центре «Учительская» обсудить животрепещущий вопрос в рамках дискуссии «О состоянии современной речевой культуры».

Открыла дискуссию заведующая кафедрой русского языка, литературы и методики преподавания Калмыкова Светлана Александровна.

Началом беседы стало выступление студентов 1 курса образовательной программы «Русский язык и литература». Анастасия Пелешок, Валентина Викулина, Татьяна Попова и Константин Шведов указали на общее снижение речевой культуры. «Каждый из нас ежедневно выполняет непростую задачу – ищет способ выражения собственных мыслей и эмоций. Кто-то без труда подыскивает нужные слова, соответствующие ситуации общения, а кто-то затрудняется или, не особо задумываясь о качестве речи, использует те средства, что «под руку попались», в том числе нецензурную лексику».

На вопрос «Можем ли мы искоренить нецензурную брань как явление в языке?» участники дискуссии ответили отрицательно. То, что существование нецензурной брани – часть жизни, часть нашего языка, остается фактом. Нельзя субъективным усилием искоренить это явление, потому что язык и его составляющие существуют объективно. Но мы можем повлиять на собственную речь. Она – это язык в действии, это использование языка для передачи информации. И очень плохо, когда мы иначе (чем нецензурно) не можем выразить свои мысли или эмоции.

Сквернословие, языковой цинизм, вульгарность и попросту – мат – это «обсценная лексика», (от лат. obscenus (отвратительный, непристойный, неприличный) – сегмент бранной лексики различных языков, включающий грубейшие бранные языковые единицы, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную, неприятную ситуацию.

Татьяна Вячеславовна Каширина (ведущая дискуссии) напомнила, что 3 февраля отмечался Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой, и поинтересовалась у присутствующих студентов, известно ли им, как на законодательном уровне в России поставлен вопрос о сквернословии. Большинство участников обсуждения говорили о нарушении моральных норм. Также прозвучали ответы с отсылками к Закону «О государственном языке», Кодексу об административных правонарушениях. «Федеральным законодательством установлена административная ответственность за оскорбление личности и нецензурную брань в общественных местах».

Размышляя над вопросом «Изменилось ли бытование нецензурной лексики и отношение к ней с течением времени?», студенты и преподаватели пришли к выявлению причин обращения к подобным словам: проявление агрессии; избавление от сильных стрессовых эмоций; скудный словарный запас, невозможность иначе выразить различные эмоции; подростковое стремление выделиться, самоутвердиться и т.д. Было отмечено, что для названных целей можно найти другие языковые средства и что, к сожалению, нецензурная лексика теряет статус табуированной, запретной, потому что проникает в средства массовой информации и художественную литературу, становится языком общения в сети Интернет.

Татьяна Ивановна Томилова (к.ф.н., доцент кафедры) рассказала об опыте Костромского университета по реализации проекта, направленного на повышение грамотности, популяризацию правильного написания, произнесения и употребления слов и выражений, обогащение словарного запаса и т.д. Также она призвала быть настойчивее в требованиях соблюдать федеральный закон «О государственном языке».

Единогласным было мнение: никак не реагировать на сложившуюся ситуацию нельзя! Особенно учителю, чьими трудовыми функциями, согласно «Профстандарту педагога», является «соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики». В связи с этим возник вопрос, если обсценная лексика – это часть русского языка, то должен ли учитель обсуждать это на уроке? Избирать нецензурные слова объектом анализа? Студенты справедливо возразили: «А неужели ничего другого нет? В Профстандарте указано, что в учителю следует организовывать «обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.».

Тогда «Как учителю реагировать на нецензурную лексику? Как бороться с её употреблением в школе и не только?»

Среди ответов были варианты: «Показывать личный положительный пример; читать художественные тексты – образцы живого литературного языка; расширять словарный запас, в том числе в сфере выражения эмоций: радости, удивления, негодования, восторга, огорчения и т.д.; проводить систематическую воспитательную работу (классные часы, беседы, взаимодействие с родителями и т.д.).

Студенты 5 курса поделились опытом после недавней педагогической практики в старших классах. Эффективным способом воздействия на сквернословов оказались «штрафные санкции» в виде физических упражнений, удаления на «стул размышлений» во время интересной работы класса.

В завершающей части встречи все присутствующие – и преподаватели, и студенты – прияли участие в проектировании плакатов и памяток для учителей, родителей, школьников и т.д. Участники дискуссии цитировали стихотворения В. Шефнера «Словом можно убить, словом можно спасти…», М. Матусовского «Есть слова, пострашнее, чем порох…», формулировали лозунги и заголовки «Мат – не наш формат», «Чтобы в жизни состояться – матом лучше не ругаться», «Мат – это неуважение к себе» и т.д.

Были представлены 4 плаката, призывающие следить за чистотой своей речи, показывать положительный пример подрастающему поколению, вести воспитательную работу, инициировать акции «стоп-мат» и, прежде всего, каждому – начинать с себя.

Общим выводом стало предложение: объявим ДВФУ территорией без сквернословия! Мы – студенты и преподаватели Школы педагогики – передаем эту эстафету коллегам из других школ нашего университета. Не оставайтесь равнодушными! #двфубезсквернословия #двфубезмата


Т.В.Каширина,
старший преподаватель
кафедры русского языка, литературы
и методики преподавания