Воспитательная работа в дистанционном формате

26 марта 2020


Воспитательная работа на уровне высшего образования направлена на формирование у студентов профессионально-значимых качеств, таких как положительное отношение к осваиваемой профессии, стремление к развитию педагогических компетенций, самодисциплина и организованность, готовность к профессиональному сотрудничеству и общению.

24 марта в студенческих группах Б2210 и Б2410 профиля «История и обществознание» прошел кураторский час в режиме видеоконференции на тему: «Как оставаться студентом, когда не надо ходить в Университет» (куратор – доцент кафедры исторического образования Е.А. Пазенко). Студенты поодиночке и целыми комнатами общежития, через компьютер и посредством мобильных устройств, дома и на улице присоединялись к сеансу видеосвязи.

Целью кураторского часа был мониторинг общественных настроений в студенческой группе в связи с переходом на дистанционное обучение, выявление проблем, с которыми столкнулись обучающиеся, и оказание консультативной помощи по организации обучения на дому. Опрос в чате показал, что студенты в целом положительно относятся к дистанционному обучению, отмечают такие положительные стороны, как комфортность обучения, бытовые удобства, гибкий график выполнения заданий по ряду курсов. Второкурсники отмечают, что адаптироваться к дистанционному формату им помогает опыт, который они приобрели в университете, в частности, проходя в текущем семестре онлайн-курс по палеографии на платформе Stepic, параллельно аудиторным занятиям по технологии смешанного обучения (автор курса – преподаватель дисциплины, доцент кафедры исторического образования О.Б. Лынша).

В то же время, студенты отмечают ряд трудностей, с которыми они столкнулись в первые дни обучения дома: быстро решаемые проблемы с регистрацией на курсы, информированием о необходимости войти на определенную платформу в определенное время для выполнения заданий с дедлайном, отсутствие понимания, как будут организованы занятия по физической культуре (мое предложение об оценке за самостоятельные занятия по ОФП по весу студента до и после периода карантина энтузиазма у участников встречи почему-то не вызвало), некоторые спорные приемы обучения, вроде написания многостраничных рукописных конспектов. Удивило отсутствие жалоб на использование преподавателями различных электронных средств, в некоторых случаях одновременно нескольких, например, Google Classroom для заданий и групповой работы, и WhatsApp для голосовых сообщений. Положительно оценивается онлайн-поддержка выполнения заданий в часы занятий по расписанию и наличие оперативной обратной связи с преподавателем. Это позволяет обучающимся сохранить привычную организацию учебной работы и знакомую, и понятную мотивацию через внешний контроль.

В вебинарной части ведущий обратил внимание слушателей на необходимость организации собственной образовательной деятельности в ситуации, когда снижается внешний контроль и так близки соблазны приятного времяпрепровождения. Были даны рекомендации по эффективной организации самостоятельной учебной работы, поддержанию работоспособного физического состояния организма, лайфхаки по структурированию деловой жизни (вроде совета использовать приложения-планировщики с напоминанием о незавершенных задачах), предупреждения об опасности прокрастинации (склонность откладывать дела на потом) и как быть проактивным.

Мы перешли в новую эпоху, вне зависимости от времени продолжения карантина, и должны научиться в ней жить – такова основная идея кураторского часа.


Е.А. Пазенко