Уссурийск – Хабаровск: география профессионального сотрудничества

20 августа 2019


По приглашению Хабаровского краевого института развития образования доцент Школы педагогики М.А. Воронина приняла участие в работе курсов повышения квалификации учителей географии общеобразовательных организаций Хабаровского края «Особенности организации учебных исследований и проектов по географическому краеведению: полевой практикум».

Организованные кафедрой теории и методики обучения ХКИРО (зав. кафедрой кандидат педагогических наук Паневина Галина Николаевна), курсы работали 12–17 августа 2019 года. География участников охватывала территорию всего Хабаровского края, включая самые удаленные его районы. Программа курсов была очень насыщенной и разнообразной. Тщательно продуманная и подготовленная, она представляла собой череду аудиторных и «выездных» мероприятий. Аудиторные занятия позволили собранию географов-профессионалов обсудить актуальные, не простые, требующие предметного осмысления и обмена опытом, вопросы организации исследовательской и проектной деятельности школьников по географии в учебное и внеурочное время. Мероприятия вне стен Института развития образования предоставили возможность посетить памятные, интересные, популярные и малоизвестные места Хабаровска и его окрестностей.

Участие кафедры географии, экологии и охраны здоровья детей Школы педагогики ДВФУ в работе курсов сводилось к реализации «страноведческого блока», проведению теоретических и практических занятий для учителей, демонстрации «специально для Хабаровска» подготовленных медиа-материалов соответствующего содержания. Был представлен опыт кафедры по организации полевых практик студентов-географов в Дунбэе (Северо-Восточном Китае) и эколого-географическому изучению зарубежной территории, проведению научных студенческих Страноведческих семинаров. Особый интерес вызвал и высокую оценку хабаровских коллег получил кафедральный медиа-проект «Мир глазами географа», решающий задачи популяризации страноведческих знаний, расширения географического кругозора и формирования географической культуры, активизации познавательного интереса учащихся и студентов – задачи, в равной степени важные и для средней, и для высшей школы. За четыре года реализации проекта, глазами географа увидели мир и поделились своими впечатлениями с посетителями сайта Школы педагогики ДВФУ 17 его участников, среди которых преподаватели, учителя, студенты и школьники. Руководитель проекта привез из Хабаровска твердые обещания не менее пяти коллег принять (в самое ближайшее время) участие в «Мире глазами географа».

Помимо презентации опыта проведения полевых практик студентов в Дунбэе, на курсах состоялся обстоятельный трехчасовой (!) разговор о самом Дунбэе – очень интересном для изучения регионе Китая, имеющем общие границы не только с Приморьем, но и с Хабаровским краем. Кстати, изначально, в рамках работы курсов планировалась поездка в приграничный и малоизвестный у нас китайский город Фуюань, где учителей географии ждали со специально подготовленной программой. Однако форс-мажорные обстоятельства (повышение уровня Амура до критической отметки и временное прекращение речного сообщения с Китаем) не позволили этой поездке состояться к великому сожалению участников курсов.

Помимо обсуждения вопросов географического китаеведения, автором этих строк были прочитаны лекции и показаны презентации о географических аспектах деятельности Европейского Союза, географии населения и хозяйства Египта. Практическая часть страноведческого блока включала выполнение коллегами-хабаровчанами расчетно-графических работ по теме «Субрегионы зарубежной Азии». Вниманию учителей были предложены и другие интересные задания по социально-экономическому ранжированию латиноамериканских стран, изучению внутренних различий США и пр. Для удобства дальнейшего использования в практике преподавания школьной географии, все материалы были предоставлены хабаровским коллегам не только в распечатанном, но и электронном виде.

Внеаудиторная часть программы курсов позволила их участникам ближе познакомиться с городом, его учебными заведениями, интересными людьми. 13 августа, единственный за неделю солнечный день, стал настоящим Днем музеев. В этот день мы посетили Музей истории амурского моста, прослушав интереснейшую экскурсию и вволю налюбовавшись самим мостом – чудом инженерной мысли. Побывали в частном минералогическом музее, созданном человеком, далеким от географии и геологии, но по-мальчишечьи влюбленным в минералы и горные породы. При музее действует еще и крошечный Ботанический сад, где на обычных (на первый взгляд) грядках растет себе женьшень!

14 августа учителя географии – участники курсов – весь день провели в Краеведческом музее им. Н.И. Гродекова. Здесь работниками музея для нас была подготовлена отдельная программа, включающая презентацию о деятельности музея, музейных праздниках и мероприятиях, мастер-классах, музейных уроках для школьников. Были проведены ролевые игры с юмористическим подтекстом («Составь экспозицию из имеющихся экспонатов», нашей группе достались «Русские и китайцы – братья навек!»), экскурсии в фондохранилище (где, например, хранится архив Н. Задорнова, автора «Амура-батюшки»). Ну и, конечно, знакомство с самим музеем – современным, великолепно оснащенным, содержащим богатейшие коллекции – оставило неизгладимое впечатление! Очень и очень захотелось привезти сюда наших студентов, особенно тех, кто изучает дисциплины «Краеведение», «Экскурсоведение», «Музееведение», «Музейная педагогика» и другие.

За пределами основного здания музея находится еще один интересный объект и символ Хабаровска – «Амурский утес». Бывший военный пост, а ныне музейно-культурный комплекс с воссозданными губернаторской гостиной и фотоателье начала прошлого века, знаменит своими салонными мероприятиями. Одно из них – «Немая пятница» с показом немого кино (фильма «Парижанка» 1923 года, режиссер Чарли Чаплин) и музыкальным сопровождением тапёра на рояле «Шрёдер» XIX века – удалось посетить. На такие вечера билеты раскупаются молниеносно, но для жителя Приморья контрамарка, к счастью, нашлась.

16 августа участники курсов посетили одно из лучших учебных заведений Хабаровского края – краевое государственное автономное нетиповое образовательное учреждение «Краевой центр образования», которое можно смело назвать «Школой будущего». Классы, оборудованные лучше, чем современные химические лаборатории. Холлы, оформленные как музеи. Школьные коридоры, действующие в формате арт-гостиных. Рекреации-кинозалы. Интерактивные карты звездного неба во всю стену. Залы для демонстрации физических опытов. Столовая с инвентарем и посудой, маркированной логотипом образовательного учреждения. Детский сад, начальная, средняя и старшая школы под одной крышей, где дети изучают четыре иностранных языка. Здесь жизнь не затихает ни на минуту, и даже в середине августа работают спортивные секции, проводятся дискуссии в актовом зале, в своем «крыле» старательно занимаются малыши, в библиотеке просиживают за книгой самые заядлые читатели. Школа будущего. Финальный аккорд работы курсов учителей. Одно из самых сильных впечатлений, полученных за неделю!

Кафедра географии, экологии и охраны здоровья детей Школы педагогики ДВФУ благодарит за приглашение, плодотворное профессиональное сотрудничество, радушный прием руководство Хабаровского краевого института развития образования, заведующего кафедрой теории и методики обучения Паневину Галину Николаевну, учителей географии школ Хабаровского края – людей, искренне преданных школе, профессионалов высокого класса.


М.А. Воронина,
доцент кафедры географии, экологии
и охраны здоровья детей,
участник курсов повышения квалификации
учителей географии Хабаровского края

Фото автора и участников курсов