«Мир глазами географа»: итоги первого учебного полугодия

25 января 2022


В 2021–2022 учебном году научный студенческий кружок «Мир глазами географа» не только продолжал свою работу в традиционном формате, но и успешно освоил новую «орбиту».

Еще летом, в момент подведения итогов работы объединения, было решено: главным приоритетом нового учебного года станет активизация публикационной активности кружковцев. Все запланированное было не просто реализовано. Имело место даже некоторое перевыполнение изначальных планов.

По установленной традиции, дважды в течение семестра состоялись тематические заседания кружка в формате научного студенческого Страноведческого семинара. Участие в их работе приняли студенты 4 курса ОП «География». Первый (28 сентября 2021 года) был посвящен Всемирному дню путешественника. На нем был представлен рассказ об автопутешествии руководителя кружка летом 2021 года на Алтай – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. В завершении семинара студенты приняли участие во внекомандном мини-брейн-ринге «Знаю Алтай?». Победители (студенты Короткова Екатерина, Касаткина Алена, Екимова Ирина) были награждены алтайскими сувенирами (приехавшими в Уссурийск из Республики Алтай).

Второй семинар (17 декабря 2021 года) «Белое солнце пустыни» (Египет глазами географа) стал логическим завершением раздела «Экономико-географическая характеристика Африканского макрорегиона», которым заканчивается изучение учебного курса «Экономическая и социальная география зарубежных стран» студентами-географами. Ребята имели возможности взглянуть на жизнь африканского государства «глазами географа»: увидеть отличительные антропологические черты жителей Египта, выявив различия арабов-египтян и чернокожих нубийцев, проживающих на юге страны. Совершить визуальную экскурсию по главным достопримечательностям страны – пирамидам и сфинксу Гизы, Асуанской ГЭС, столице и главным городам туристско-рекреационной зоны. Убедиться в том, что Красное море вовсе не красное. Понять, как важен для Египта Суэцкий канал; насколько бедно живут бедуины Сахары, где восемь лет не было дождя; почему египетские мужчины воздерживаются от официально разрешенного многоженства и многое другое.

В новом учебном году проект «Мир глазами географа» пополнился новыми материалами:

И, наконец, публикации участников и руководителя кружка, увидевшие свет во втором полугодии 2021 года и январе 2022 года. По тематике, соответствующей профилю кружка, было опубликовано 10 статей (фамилии студентов выделены жирным шрифтом):

  • Воронина М.А., Екимова И.В. Методическое наследие Н.Н. Баранского /Географические науки и образование: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2021. – с. 3–6 www.elibrary.ru/item.asp?id=46451316
  • Воронина М.А., Екимова И.В., Романова К.Ю. Сотрудничество Ю.Г. Саушкина с журналом «География в школе» в первые десятилетия его существования / Социально-экономическая география: история, теория, методы, практика 2021: сборник научных статей /под ред. А.П. Катровского, В.Е. Шувалова, А.А. Агирречу. Смоленск: Изд-во Смоленского государственного университета, 2021. с. 22–28. www.elibrary.ru/item.asp?id=47112268
  • Деревцова Е.В. Забайкальские гураны //География и экология в школе XXI века. – 2021. – №10. – с. 32–35. www.elibrary.ru/item.asp?id=47333387
  • Ерошенко А.А., Капустян Н.Г. Камчатка как приоритетное направление развития студенческого туризма в Приморье /Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие. Коллективная монография по материалам X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена, 27–28 октября 2021 года / Отв. ред. В.П. Соломин, Н.О. Верещагина, С.В. Ильинский, М.А. Бахир, А.Н. Паранина. – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. – С. 314–316 www.elibrary.ru/item.asp?id=47192555&pff=1
  • Воронина М.А., Деревцова Е.В., Романова К.Ю. Научное и методическое наследие Н.Н. Баранского: диалог студентов и школьников /Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 5–6 ноября 2021 года) / Ред.-сост. Е.А. Таможняя, Е.А. Беловолова. – М.: Издательство «Перо», 2021. – с. 204–208.
  • Воронина М.А. Имя на карте Дальнего Востока России: Михаил Семенович Корсаков //География и экология школе XXI века. – 2021. – №5. – С. 23–25. elibrary.ru/item.asp?id=46397810
  • Воронина М.А. Абрау-Дюрсо – черноморский цент виноделия и энотуризма //География и экология школе XXI века. – 2021. – №8. – С. 29–31 www.elibrary.ru/item.asp?id=46664444
  • Воронина М.А. Телецкое озеро – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО //География в школе. – 2022. – №1 – с. 25–28.
  • Воронина М.А. «Герой нашего времени» и его автор в Пятигорске: география лермонтовских мест //География и экология школе XXI века. – 2022. - №1. – С. 17–23 elibrary.ru/item.asp?id=47567699

Десятой публикацией стало освещение опыта работы научного студенческого кружка «Мир глазами географа» на страницах центрального научно-методического журнала «География и экология в школе XXI века» (г. Москва):

  • Воронина М.А. Научный студенческий кружок «Мир глазами географа» //География и экология школе XXI века. – 2021. – №6. – С. 57–62 elibrary.ru/item.asp?id=46400268

Мы благодарим всех студентов, принявших участие в работе научного студенческого кружка «Мир глазами географа». Будем рады видеть новые материалы в проекте, новые публикации в научных изданиях и материалах конференций. Надеемся, что кто-то из участников кружка сможет стать претендентом на получение научной стипендии ДВФУ.

Смотреть на Мир глазами географа – дело необыкновенно увлекательное! Присоединяйтесь!


М.А. Воронина,
к.г.н., доцент Департамента теории
и практики преподавания математики,
информатики, естественных наук,
руководитель научного кружка