Народная культура в зеркале этнолингвистики. Выпуск 2. «Символика круга в славянской культуре и языке»

1 февраля 2022

Новый выпуск тематической рубрики «Народная культура в зеркале этнолингвистики» рассказывает о символике круга в славянской культуре и языке.

Круг – один из наиболее значимых славянских мифопоэтических символов, отражающий представления о циклическом времени («круг жизни», «годовой круг») и об основных формах структурирования пространства (деление на «своё – чужое», где круг – граница охраняемого пространства). В древней славянской культуре пространственно-временная модель мира, основанная на идее круга, получила воплощение в универсальном образе Мирового дерева [О.В. Белова. Славянская мифология].

Круг «выражает закономерности структурирования представлений человека о себе, социуме, природе и космосе, символизирует русское мировоззрение как целостную систему» [Ю.Н. Тимкин. «Магический круг» как один из символов русского мировоззрения].


Образ Мирового дерева в северодвинской росписи
На масленицу колесо на шесте, украшенное цветами и лентами, символизирует Мировое дерево

В славянской традиционной культуре кругу приписывалась роль универсального оберега, который создаёт сакральную преграду, охраняющую человека и его мир от всякого зла, болезней и потусторонних сил. Круг-оберег создавался в результате различных действий: обхода дома, опахивания селения, обвязывания предметов или опоясывания. Магический круг очерчивался на земле железными предметами (ножом, косой, топором), мелом, углём, красной краской, освящённым зерном. Использовались и такие специфические виды защиты, как вербальный, звуковой и световой круги.

Идея круга лежит в основе различных славянских поверий и охранительных ритуалов, хороводов и игр; встречается в сказках, пословицах, загадках. Символику круга и движения объединяет колесо. Солярная символика колеса-круга присутствует в народном орнаменте и в обрядовой песне. До сегодняшнего дня сохранилась традиция на масленицу и на Ивана Купалу устанавливать колесо на высоком шесте в центре празднества.

Круг как явление, имеющее индоевропейские корни, вызывает большой интерес у русских философов и историков. КРУГ как один из базовых концептов славянской культуры рассматривается в работах О.В. Беловой, Е.Е. Левкиевской, Н.И. Толстого.


Левкиевская Елена Евгеньевна, специалист по мифологии и традиционной славянской культуре, доктор филол.наук, ученица академика Н.И. Толстого, один из основных авторов этнолингвистического словаря «Славянские древности»
Монография Е.Е. Левкиевской «Славянский оберег. Семантика и структура» (М., 2002) создана на основе фольклорных и этнографических источников XIX—XX вв., а также современных экспедиционных материалов из Полесья, украинских Карпат и Русского Севера

Многое в нашем современном восприятии мира и укладе жизни несет в себе идею круга, находя воплощение в языке: «округ», «область», «община», «казачий круг» и «кружки по интересам», «земной шар», «окружающий мир», «близкое окружение» и т.д. Идея круга отражается в научной фразеологии (герменевтический круг, гештальт-круг и др.), присутствует в композиционных приемах, поэтических образах и названиях художественных произведений (Л.С. Петрушевская «Свой круг», А.И. Солженицын «В круге первом» Л.Н. Толстой «Круг чтения» и др.).

В презентации, подготовленной для рубрики «Народная культура в зеркале этнолингвистики», мы предлагаем всем, кого интересуют истоки народных традиций, последовательно рассмотреть символику круга в различных аспектах и во всех кодах культуры, чтобы понять его значение в мифологии и повседневной жизни славян.

  НК в зеркале этнолингвистики. Выпуск 2. КРУГ в славянской культуре и языке

Для учителей русского языка и литературы, педагогов дополнительного образования и студентов, проходящих практику в школе, будет полезна разработка факультативного занятия «Символика круга в славянской культуре и языке», выполненная на основе презентации.

  Факультативное занятие. Символика круга в славянской культуре и языке

Выпуск «Символика круга в славянской культуре и языке» подготовили и провели: кандидат филол. наук, доцент Департамента образовательных технологий в области русской и зарубежной филологии ДВФУ Ирина Александровна Маринченко; студентка гр. М2119-44.04.01яо Школы педагогики ДВФУ Надежда Константиновна Семененко; зав. информационно-библиографическим отделом библиотеки Елена Васильевна Васильева.

И.А. Маринченко,
доцент Департамента образовательных
технологий в области русской и зарубежной
филологии;
Е.В. Васильева,
зав. информационно-библиографическим
отделом библиотеки