Будущие педагоги обсуждают плюсы и минусы онлайн-обучения: качество образования может даже улучшиться

22 апреля 2020

С 23 марта 2020 года студенты филиала Дальневосточного федерального университета в г. Уссурийске (Школы педагогики), как и студенты всего университета перешли на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Преподаватели взглянули на свои дисциплины с иной точки зрения, скорректировали методику, освоили новые каналы взаимодействия со студентами, быстро перестроили не только образовательный контент, но и сами перестроились. Вместе с ними профессиональную «зону комфорта» покинули и студенты, от которых работа в режиме онлайн так же требует еще большей дисциплины, ответственности, вовлеченности и самоорганизации. Будущие педагоги активно включились в процесс с самого первого дня. Имея за спиной эти несколько недель общения с преподавателями и друг с другом исключительно в электронной среде, несколько студентов Школы согласились поделиться своими впечатлениями от периода адаптации к этому новому формату.

— Учёба была и так не очень-то и простой, — признается Мороз Данил, студент 4 курса профиля подготовки «Физика и информатика». — Но месяц назад мне было проще, чем сейчас, распределить на неделе выполнения лабораторных работ и прочей «домашки». А сейчас стало сложнее: заданий такого объёма и такой сложности, я, кажется, не получал за все мои 4 года в университете, вместе взятые. Но я не жалуюсь. Мне по душе преодолевать трудности. Поэтому дистанционное обучение мне тоже нравится. Мы справимся.

— Прежде всего, обучаясь онлайн, мы учимся «идти в ногу со временем», — считает Григорян Нуне, студентка 2 курса профиля подготовки «Иностранный язык (английский) и Иностранный язык (немецкий)». — Мы, учителя XXI века, набираемся опыта работы на различных образовательных Интернет-платформах, и это замечательно. Хочу заметить, что, несмотря на редкие технические неполадки, пары начинаются согласно расписанию и проводятся как обычно. Почти как обычно: не хватает зрительного общения с преподавателями. Я предпочитаю классическое обучение со зрительным контактом. Поскорее бы вернуться в университет и заниматься в привычных уютных аудиториях.

— Первые два дня дистанционного обучения были самыми сложными, — вспоминает Кравченко Лилия, студентка 3 курса профиля подготовки «История и обществознание». — Мы не понимали, чего от нас хотят и что нужно делать в какой момент, как это всё функционирует, что такое Google Classroom и Google meet. Потом разобрались, втянулись и начали работать продуктивно. Те дни испытали на прочность не только нас, студентов, но и наших преподавателей. Для них Google Classroom также был непривычной учебной платформой. Но они прекрасно освоились в интернет среде и пользуются новыми онлайн-технологиями, внедряют интересные задания, тесты, эссе. Времени на обучение онлайн уходит немного больше, чем на обучение оффлайн. У меня – примерно на 2–3 часа, что не так критично. С другой стороны, не нужно тратить время на дорогу до университета и обратно. Как и деньги на кофе на переменах между лекциями. Конечно, живого общения очень не хватает.

— Я давно хотела, чтобы мы, студенты, почаще соприкасались с дистанционным обучением. — размышляет Сурнева Анастасия, студентка 4 курса профиля подготовки «Начальное образование». — И я рада этой возможности погрузиться в электронную среду обучения. В первую очередь, дистанционное обучение – это стремительно развивающаяся технология. Мы должны быть готовы воспользоваться всеми возможностями этого ресурса! Соответствующими компетенциями должен обладать каждый современный студент, преподаватель или будущий учитель (как в нашем случае). Нужно научиться работать с компьютерами и прочими гаджетами, с программами и приложениями, чтобы уметь интересно, живо и интерактивно вести свои пары или уроки для детей XXI века. Современные младшие школьники на «ты» общаются с техникой, так почему учителя (преподаватели) отстают в этом? Ведь они (уже скоро – и мы) в первую очередь должны ориентироваться в данной среде, чтобы обучить подопечных работать в онлайн-пространстве и дружить с техникой, чтобы искать информацию на проверенных образовательных порталах, работать с онлайн-библиотеками, создавать презентации и т.д. Во-вторых, это практично. Мне нравится, что учебные материалы по всем предметам можно в любой момент перечитать, потому что теперь они хранятся на платформе или у тебя в компьютере. Теперь мы можем видеть ответ каждого одногруппника, а на парах преподаватель не успевал опросить всех. А это возможность получить более высокий балл. В-третьих, мы стали теснее общаться с преподавателями, обмениваться полезными материалами и ссылками. Раньше ждали момента, когда пара закончится, и мы побежим в столовую обедать, а теперь ждём, когда преподаватель с нами свяжется и отправит материал. В-четвертых, сами пары стали более насыщенными. Наши преподаватели позаботились о том, чтобы мы не уставали от лекций и оперативно дополнили учебный материал документальными фильмами, презентациями и т.п. Я надеюсь, что в данной обстановке качество образования даже улучшится. Ни для кого, конечно, не секрет, что есть и жалобы на неудобства, связанные с переводом на дистанционное обучение. Но думаю, что этот перевод, не в последнюю очередь, показал нам всем именно наши слабые стороны. Пусть каждый из нас скажет себе: теперь всё в твоих руках!