21 мая 2019 года студенты профилей «Дошкольное образование» и «Русский язык и литература» отправились на практику в г. Суйфэньхэ КНР

4 июня 2019


Инициатором этой практики стало Управление образования г. Суйфэньхэ, а организаторами ее в филиале ДВФУ в г. Уссурийске (Школе педагогики) – директор Мартыненко Оксана Олеговна и заместитель директора по учебной и воспитательной работе Пупей Владимир Витальевич.

Основная цель практики – знакомство будущих педагогов с системой дошкольного и среднего профессионального образования Китая, обмен профессиональным опытом.

С этой целью студенты профиля «Дошкольное образование» и «Русский язык и литература» посетили в Китае два государственных детских сада и Центр профессионального образования, который является базой для проведения различных практик Управления образования г. Суйфэньхэ.

В первые дни практики студенты познакомились с содержанием образовательных программ, методами, формами и приемами организации учебного процесса с детьми дошкольного возраста; изучили методику преподавания русского языка как иностранного. В последний день практики студенты самостоятельно провели мастер-классы, на которых присутствовали специалисты из Управления образования, воспитатели и учителя. Вся работа студентов была высоко оценена опытными педагогами.

Надо отметить, что все сотрудники образовательных организаций г. Суйфэньхэ имеют высшее образование и ежегодно повышают свою квалификацию. В Центре профессионального образования работают специалисты, получившие образование в Уссурийском государственном педагогическом институте.

Практика позволила студентам глубже узнать устройство учебно-воспитательного процесса в детских садах и средних профессиональных учреждениях г. Суйфэньхэ, выявить сходства и различия в обучении русских и китайских детей и студентов.

В Китае в детский сад детей принимают с 3-х лет. Там они изучают основы грамотности, чтения, счета; много занимаются рисованием, пением, танцами, физической культурой. Программа обучения детей зависит от вида детского сада.

Дошкольные организации в Китае делятся на два вида: государственные и частные. В государственных детских садах основной акцент делается на привитие детям трудовых навыков, развитие творческих способностей. Детям с раннего возраста прививают уважение к старшим, интерес к политике; воспитывают чувство патриотизма. В детском саду дети строго соблюдают расписание и указания взрослых, что дисциплинирует их. У воспитателей все находится под контролем, в том числе и детские игры.

По мнению китайских педагогов, подобная строгость позволяет ребенку стать полноценным членом общества, найти свое место в жизни и принести максимальную пользу своему народу.

В Центре профессионального образования г. Суйфэньхэ студенты изучают русский язык. В их расписании можно увидеть такие предметы, как фонетика, грамматика русского языка, чтение, практикум по развитию устной речи.

Обучение студентов в Центре полностью бесплатное. Занятия проводятся по строго установленному расписанию, в котором можно найти как обязательные для изучения дисциплины, так и дисциплины дополнительного образования.

По окончанию этого учебного заведения студенты получают диплом о профессиональном образовании и могут работать переводчиками, учителями русского языка в школах и вузах Китая.

Программа практики была очень насыщенной. Студентам предстояло не только погрузиться в учебный процесс, но и познакомиться с культурой и традициями Китая. С этой целью была проведена экскурсия по городу Суйфэньхэ. Студенты посетили музей Гали, храм, музей железной дороги, приняли участие в спартакиаде, которая проводится один раз в два года.

Таким образом, студенты в ходе практики получили возможность сравнить системы образования Китая и России, получили знания и умения в области методики воспитания детей дошкольного возраста и методики преподавания русского языка как иностранного.

Практика позволила студентам сравнить мировоззренческие основы, гражданское воспитание, интеллектуальное развитие детей и подростков Китая.

Практика показала, что образовательный процесс должен содействовать не только подготовке специалистов, способных развивать международное сотрудничество между Россией и Китаем, но и формировать объективное представление о мировоззренческом, интеллектуальном, культурном потенциале народов наших стран.

Своими впечатлениями о поездке поделись некоторые студенты:

Цецура Эльвира:

«Наша программа была настолько насыщенной, что мы едва успевали уловить каждую деталь. Мы посещали детские сады, уроки живописи, разговорного китайского языка и многое-многое другое. Наша группа получила бесценный педагогический опыт и успела познать часть культуры Китая! Огромная благодарность нашему институту, принимающей стороне и нашим руководителям за поездку, которая надолго останется в нашей памяти. Полученный опыт, несомненно, пригодится нам в дальнейшей жизни».

Лаптева София:

«Даже не ожидала, что будет так интересно! Я проходила практику в детском саду. Удивило то, что в каждой группе 3 воспитателя (один старший и два помощника) на 25 детей; в каждой группе есть музыкальный инструмент, на котором играют педагоги; электронная доска с программным обеспечением. Дети очень дисциплинированные и сообразительные.

27 мая мы показывали мастер-класс, от которого дети и коллектив были в восторге. Мы также попали на спартакиаду, которая проходит раз в два года. На огромном стадионе собрались все образовательные учреждения. Было очень интересно. Мы тоже принимали в этом небольшое участие.

В техникуме с нами провели урок китайской живописи. Каждый из нас уехал в Россию со своим рисунком.

Ещё у нас была возможность пообщаться с китайскими студентами из Харбина. С кем-то мы до сих пор поддерживаем связь.

Очень рады этой поездке!»

Сахапова Анастасия:

«Впечатления замечательные! Нас как гостей очень хорошо встретили, познакомили с работниками детского сада, показали и рассказали, как устроен детский сад, какой у детей распорядок дня. Все очень добрые и дружелюбные.

Хочу сказать спасибо руководству нашего вуза за возможность получения такого опыта.

Помимо детского сада мы посетили музей, парк, посмотрели очень интересные и красивые места и запечатлели их.

Считаю, что поездка удалась, впечатления останутся надолго. Спасибо за такой душевный приём».

Кабанова Ксения:

«Изначально было очень волнительно, так как такую практику мы проходим впервые. Но в первый же день все страхи исчезли. Нас встретили очень добрые и отзывчивые студенты и педагоги, которые хорошо владеют русским языком.

Первое, что сразу же удивило, это распорядок дня. День у студентов и учителей начинается в 5:00 – 6:00 утра, а заканчивается в 21:30 – 22:00.

В ходе практики я получила колоссальный опыт и совершенно по-иному взглянула на приграничный город Суйфэньхэ. Помимо основных уроков мы посетили занятия по китайскому языку и живописи, музей Гали, музей КВЖД, храмово-монастырский комплекс Гуань Инь, выставку масляных картин художников из Приморского края, а также побывали во многих школах дополнительного образования. Все очень приветливые и с радостью рассказывают и показывают, как проходит образовательный процесс. Но главным и самым масштабным мероприятием этой весны стала городская спартакиада, которая проводится один раз в два года. Нам посчастливилось не только понаблюдать, но и принять в ней участие наравне со всеми местными образовательными организациями.

К организации своего урока мы подошли очень ответственно, но все равно было достаточно волнительно. Студенты оказались очень заинтересованными и активными. Все с удовольствием слушали, учили новые слова и с большим рвением выходили к доске. Урок прошёл очень легко и плодотворно.

Конечно же, отдельное спасибо хочется сказать Пановой Наталье Владимировне и Марагиной Екатерине Николаевне за профессионализм, сопровождение, помощь и поддержку».

Калина Ольга:

«Практика в Китае очень понравилась. Очень удивили детские сады, которые существенно отличаются от наших.

В китайском детском саду детей встречают всегда 2 женщины, которые проверяют детские ручки и рот, после чего они разрешают пройти детям в свои классы. В саду предусмотрено ежедневное проветривание. На зарядку одновременно выходят все группы детского сада.

Очень удивило то, что детей с детства приучают к труду. Так, например, в группе назначаются дежурные, которые вытирают столы и подметают пол».

Сиянбиль Орлан:

«Поездка является отличной возможностью для студентов познакомиться с процессом образования в Китае, узнать особенности работы с китайскими школьниками и хорошо провести время. Культурная программа предполагает посещение местных достопримечательностей и общение с иностранными студентами, однако те, кто желает полностью погрузиться в атмосферу приграничного города, могут посвятить своё свободное время знакомству с местной кухней, беззаботным прогулкам, интересным встречам и разгадке тайны китайского менталитета. Следует отметить, что опыт общения показал, что большинство китайцев очень дружелюбны, отзывчивы и сплочены».

Гурская Юля:

«Мне понравилась поездка в Китай. Нас встретили хорошо, в детском саду с нами был постоянно переводчик.

На практике нам продемонстрировали методы и приемы работы с детьми. Сами дети очень послушные и смышленые.

Детские сады Китая отличаются от детских садов России распорядком дня.

В среднем детская группа в садике составляет 26–30 детей, а всего в одном садике может обучаться до 270 малышей. В таком учреждении работает до 60 человек, это не только воспитатели, но и вспомогательный персонал. На одну группу приходится 3 воспитателя и 1 помощник.

В детские сады детей принимают с трехлетнего возраста, а обучение длится до шести лет. Родители приводят детей в садик к 8:00, а забирают в 18:00, хотя есть возможность оставлять детей на ночь.

Хочу поблагодарить руководство ШП ДВФУ за предоставленный опыт».

Густокашина Карина:

«Большое спасибо за предоставленную возможность посетить детские сады Китая. Я узнала для себя много нового и интересного.

Очень понравилось отношение всех сотрудников детского сада к нам. Они помогали нам в затруднительных ситуациях. Очень хорошо нас встретили, даже организовали целый концерт, в котором сами же принимали участие.

Если бы была еще одна возможность поехать в Китай для обмена опытом, то я бы с удовольствием поехала».


Е.Н. Марагина, старший преподаватель
кафедры педагогики,
Н.В. Панова, ассистент кафедры русского
языка, литературы и методики преподавания

Фото студентов и преподавателей