На протяжении двух недель, с 19 по 29 июня, школьники 1–4 классов городских и сельских школ путешествовали по нашей Солнечной системе. А сопровождали их в этом увлекательном путешествии студенты 3 курса (Б2305), которые в рамках учебной практики подготовили для ребят образовательный проект «Путешествие по Солнечной системе».
Студенты группы Б2305 ранее не имели опыта проведения массовых мероприятий со школьниками, и им предстояло провести «Путешествие по Солнечной системе» для 11 групп школьников, а это более 250 ребят в общей сложности.
Путешествие по Солнечной системе начиналось с центра подготовки космонавтов. Здесь Кальченко Александр рассказывал школьникам об устройстве Солнечной системы, рассматривал с ними 3D-модель каждой планеты и разучивал считалочку, которая позволяла ребятам запомнить порядок расположения планет. Затем Якимов Алексей показывал устройство космической ракеты и демонстрировал ее отправление в космос с помощью популярной компьютерной игры. Далее каждый будущий космонавт рисовал свою ракету, на которой он бы отправился в космос.
Обучение каждой новой группы будущих космонавтов проходило успешно, увлекательно, весело и шумно – ребята знали многие планеты, быстро выучивали считалочку, с интересом наблюдали за полетом ракеты и рисовали очень красивые космические рисунки.
После обучения приходила пора отправляться в путешествие по Солнечной системе. Ребята закрывали глаза, взлетали с Земли на своих космических кораблях и оказывались в темном и таинственном открытом космосе. Используя карту, каждая группа космонавтов, минуя Солнце и пояс астероидов, посетила 3 планеты Солнечной системы. На каждой планете ребята узнали много познавательного и интересного, побыли исследователями, сыщиками, ученными.
Так, на Марсе ребят встречали Долматова Анна и Красковская Анастасия. Они раскрыли тайну появления ржавчины на поверхности Марса, показывали голубой закат на Марсе, а затем наглядно объясняли, как он получается. В этом опыте многие школьники с удовольствием «добывали радугу» из солнечного света с помощью своих телефонов и физической установки. Кроме того, особый интерес у многих школьников вызывала интересная особенность Марса – сухой лед. Они увидели настоящий сухой лед и удивлялись тому, как быстро он испаряется при высокой температуре.
На Сатурне ребят встречали Бусел Анастасия, Зыбина Анна и Хижняк Елизавета. Они предлагали ребятам поучаствовать в создании колец Сатурна и с помощью опыта показывали, что Сатурн – самая легкая планета Солнечной системы. Очень увлекательной для школьников оказалась игра, в которой они определяли спутники планеты по их фотографиям и описанию. Также, многие из них в ходе детективного расследования впервые узнали, как пахнут аммиачные озера на спутнике Сатурна – Титане.
На Юпитере ребят встречали Ситковский Илья и Бояркин Максим. С их помощью каждый школьник смог создать «Око Юпитера» – мощный шторм, который бушует на планете более 300 лет. Также ребята собственноручно смогли убедиться, что Юпитер является «гигантским пылесосом», отправляя на его поверхность обломки кораблей и различные небесные тела. Для многих школьников удивительным открытием стал тот факт, что их вес на этой планете увеличился бы в 2,5 раза.
В конце этого необычного путешествия новоявленные космонавты получали медаль Главного космонавта и улетали назад на Землю. Ребята порадовали студентов своей заинтересованностью, имеющимися знаниями и бурной реакцией на космическую обстановку.
А мне, как научному руководителю данного проекта, хотелось бы отметить потрясающую организованность, ответственность и выдержку студентов группы Б2305 при проведении такого массового мероприятия. Они хорошо справились с поставленными задачами и достойно реализовали данный проект. Многие из них показали себя с новой, необычной стороны.
Мне кажется, эта учебная практика дала студентам бесценный опыт общения с детьми, научила их быстро, оригинально и с юмором выходить из нестандартных ситуаций. Все это, наверняка, пригодится им на 4 и 5 курсах, когда они будут проходить педагогическую практику в школах нашего города.
А вот какие отзывы о проведенном мероприятии оставили сами студенты:
На мой взгляд, главной нашей задачей было заинтересовать школьников нашим мероприятием, чтобы они окунулись с него с головой. Это не всегда получалось. Были дети очень активные, которым сложно устоять на одном месте. Были и те, кто вовсе не хотел участвовать. В целом, я доволен проведенным мероприятием, так как это первый опыт общения со школьниками в рамках педагогической деятельности. Надеюсь, что в дальнейшем этот опыт пригодится в школе.
Мне понравилось рассказывать и показывать опыты заинтересованным детям. Были дети, которые проявляли меньший интерес, но мы находили выход из ситуации. Сначала мы волновались и не знали, чего ожидать от детей. Но после первого проведенного мероприятия все встало на свои места. Мы старались максимально хорошо провести мероприятие, чтобы детям понравилось и запомнилось. Надеюсь, что так и есть.
Нам очень понравилось работать с детьми, для которых наше мероприятие оказалось интересным. Однако мне кажется, что такой формат мероприятия больше подходит для ребят постарше (9-11 лет), нежели для дошкольников и первоклассников. Мероприятие прошло хорошо, многие ребята прониклись атмосферой космоса, были рады всем опытам и играм.
Нами была проделана колоссальная работа по подготовке к данному мероприятию. Огромное внимание уделили декорированию аудитории, и наши труды не были безрезультатны – многим детям понравилось; интересно было даже взрослым! Это мероприятие было полезно для группы, так как мы научились применять на практике информацию, которую изучили на занятиях по педагогике.
Данное мероприятие сплотило нашу группу. Мы узнали много нового. Большинство детей были заинтересованы темой космоса, и с ними было приятно проводить различные опыты, беседовать и играть. Так как нам скоро идти в школу, то для нас это был бесценный опыт. Было интересно и весело.
Всё хорошо, все довольны, хороший опыт работы с детьми. Было тяжело, но мы справились.
Мне понравилось. Было тяжело, так как дети разны и нужно было подыскать к ним подход. Но в основном было весело, и мы теперь понимаем, что нас будет ожидать в школе. Особенно это мероприятие сблизило нашу группу.
Мои впечатления от мероприятия, в основном, положительные. Получил опыт, который будет полезен в дальнейшем. Но, хотелось бы, чтобы и учителя проявляли к подобным мероприятиям больший интерес.
Компаниец Алина Александровна,
научный руководитель проекта,
ассистент кафедры ИИТиМО